Учить детей вежливости
Семь часов вечера. Автобус переполнен. Как всегда, люди постарше стоят, а модная молодежь расселась поудобнее. Обычная невоспитанность. Но есть и некто, кто устроился еще лучше. В глубине автобуса девочка лет четырех развалилась на сиденье и занимает сразу два места. Нет, даже три: видимо, на двух ей показалось тесновато, и она пристроила ноги (в грязных ботинках...) на сиденье перед собой. Ее мать, стоя в проходе, не только ничего не говорит девочке, но еще и глядит на нее с выражением восторга. Ситуация настолько нелепа и ненормальна, что можно было бы ожидать замечаний. Но – удивительное дело – никто не вмешивается. Все же один мужчина нарушает общее оцепенение и возмущается этим зрелищем. Но не успевает он закончить фразу, как его перебивают сразу две женщины. И их слова заслуживают того, чтобы о них задуматься, поскольку опираются на один-единственный мощный аргумент: ребенок – это святое, и эта святость наделяет его (неограниченными) правами, которые взрослые просто обязаны соблюдать... если, конечно, они его любят. Размахивая этой святостью как знаменем, дамы громогласно набрасываются на мужчину, чтобы указать ему на его отсталость и жестокость. Ясное дело, он не любит детей! Если бы он их любил, он бы понимал. Неоспоримый аргумент... В воздухе повисает тягостная неловкость. Никто не рискует заговорить. Только конечная остановка приносит избавление.
Почему, говоря о вежливости, я рассказала эту историю? Потому что она позволяет сразу понять и смысл вежливости, и ее важность. Действительно, почему никто из пассажиров не сумел воспротивиться поведению ребенка, хотя очевидно, что никто его не одобрял? Чего мы боялись? Четырехлетней девчушки?
Как этому учить?
Как вы считаете, можно ли сделать замечание чужому ребенку, если его родители при этом молчат?