Дополнительная оплата качественных услуг существовала во все времена. Постепенно в различных странах сложились негласные тарифы – кому и сколько давать сверх оговоренной цены покупки или оплаты за обслуживание. Зачастую при этом просто округлялась сумма оплаты, чтобы не получать сдачу, которая оставалась расторопному продавцу, официанту, извозчику и т. п.
Сам термин "чаевые" появился в Англии в первой половине XVIII века, связан он, как ни странно, именно с чаем. В этот период в Соединенном королевстве было модно пить чай на специально оборудованных верандах в парках и скверах. Видимо, расторопность официантов и тогда была не на высоте, поэтому на столах появились специальные коробочки с аббревиатурой T.I.P.S. (To Insure Prompt Service) – "Для оплаты быстрого обслуживания". Намек понятен – хочешь быстро получить горячий ароматный чай – добавь небольшую сумму сверх счета. Вскоре термин "tips", переведенный на русский как "чаевые", прижился и был перенесен на все виды дополнительных оплат в благодарность за услуги. Сложились и традиции – как, кому и сколько давать "на чай".
В консервативной Европе чаевые никогда не были значительными, обычно экономные буржуа "расщедривались" на несколько мелких монеток. Тем разительнее от них отличались богатые россияне, традиционно с показной щедростью раздававшие чаевые. Собственно, этим и сейчас "грешат" некоторые.
В подавляющем большинстве случаев чаевые – не обязанность, а именно благодарность за качественное обслуживание. Если официант обслуживает вас небрежно и медленно, а стол не отличается необходимой чистотой, со спокойной совестью заплатите строго по счету, а при необходимости попросите сдачу. Если же решите кого-то отблагодарить, пользуйтесь основным правилом – не давать слишком мало, это может обидеть человека, и не давать слишком много – вы всего лишь благодарите за оказанную услугу, и сумма должна быть ей адекватна.
Чтобы не попасть в не удобное положение, по приезду в новое для вас место поинтересуйтесь у встречающих, гида-переводчика, водителя такси или консьержа отеля, сколько, кому и за какие услуги принято давать на чай. Это обычный житейский вопрос, и недоумения он не вызовет. Особенно это актуально для "экзотических" стран. В Европе размеры чаевых в различных странах могут зависеть от местных особенностей и традиций, но, как правило, не выходят за рамки разумных 5-15 % от суммы официальной оплаты. В ряде стран чаевые не приняты (Бельгия, Нидерланды, Финляндия, скандинавские страны, Швейцария), но от них не откажутся, а в Австралии и Японии они вообще запрещены.
По приезду в любую страну вам в первую очередь может понадобиться помощь носильщика. Как правило, в европейских странах на их услуги цена фиксированная, поэтому сумму просто достаточно округлить. Если были оказаны дополнительные услуги: носильщик вызвал такси, аккуратно загрузил в него вещи, был любезен и предупредителен, добавьте за обслуживание примерно по 1 евро, (доллару, фунту, франку, а для скандинавских стран – 5 крон) за место багажа.
Чаевые таксисту зависят от страны и ряда факторов: длительность и сложность поездки, непредвиденные остановки по вашей просьбе, количество и громоздкость багажа. Перед оплатой можете поинтересоваться, включены ли в названную таксистом сумму услуги. В странах, где чаевые не приветствуются, а дополнительные услуги таксистом не оказывались, достаточно просто округлить счет. Если же чаевые подразумеваются, обычно добавляют 10-15 % и по 0,5-1 евро за место багажа.
Швейцару в гостинице только за то, что он открывает вам двери, в большинстве стран платить необязательно. Достаточно, если, выезжая из отеля, вы ему дадите 1-2 евро в благодарность за оказанные услуги. Если же швейцар вызвал для вас такси, вынес и помог погрузить вещи, принцип оплаты примерно такой же, как и носильщику – 0,5-1 евро за место багажа. Так же в большинстве стран оплачиваются и услуги носильщиков (боев) в отелях. А вот лифтеру в отеле можно не платить, как и консьержу, если он не оказывал вам услуги (заказ или бронирование билетов, наведение справок, получение для вас корреспонденции и т. п.), в этом случае ему целесообразно дать 5-10 евро.
В гостиницах ряда стран принято благодарить горничную, даже, если вы её ни разу не увидели, конечно, при качественной уборке номера. Достаточно утром, уходя из номера, оставить 0,5-1 евро на столике, или же несколько евро при выезде из отеля. Это не обязательно, но желательно, если своей "аккуратностью" вы доставили ей дополнительную работу.
В ресторанах и кафе большинства европейских стран оплата за обслуживание и сервировку включается в счет, в этом случае на нем делается соответствующая надпись. Даже, если подобной надписи нет, поинтересуйтесь об этом у официанта. Когда "все включено", просто округлите счет. Если же обслуживание в счет не включено, достаточно добавить 10-15%. В США, в зависимости от уровня ресторана, размер "благодарности" может подниматься до 25%.
Может возникнуть желание дополнительно отблагодарить официанта за хорошее обслуживание и помощь в выборе меню или повара за прекрасно приготовленные блюда. Это обычно приветствуется, только следует предупредить официанта о сумме, которая причитается повару. Как правило, деньги оставляют на столе, прикрыв счетом, или вкладывают в корочки, в которых вам дали счет.
В барах оплата производится при каждом заказе. В большинстве случаев сумму достаточно просто округлить или добавить 1 евро. Если же вы задержались у стойки надолго, бармена можно отблагодарить, заказав ему стаканчик за ваш счет. Естественно, что пить он его не будет, но деньги получит.
Гардеробщика благодарят не за то, что он подал вам пальто, а когда помог его надеть, щеткой смахнул символические пылинки, проявил дополнительное внимание. Сумма, как правило, незначительная – от 0,2 до 1 евро. В ряде стран (Финляндия, Италия) размер вознаграждения гардеробщику может быть указан в специальном объявлении.
В платных туалетах, если служащий не оказывал вам дополнительных услуг, достаточно просто заплатить по прейскуранту. В бесплатных туалетах, если служащий там просто "присутствует", ему можно не платить. Если же служащий "пристроил" на время ваши вещи, помог снять и повесил на вешалку пальто или пиджак, подал чистое полотенце, оказал какие-то услуги, обычно дают от 0,5 до 1 евро. Бывают случаи, когда требуется привести в порядок одежду, очистить её от грязи и т. п., в подобных ситуациях за активную реальную помощь размер "благодарности" может возрасти до 5-10 евро.
Могут возникнуть и другие ситуации, когда требуется кого-то отблагодарить. В любом случае придерживайтесь принципа разумной оплаты только за реальные услуги. Стоит учесть, что демонстративно давать чаевые не принято. А уж долго копаться в кошельке, выуживая из него мелкие монеты, и вовсе неприлично. Желательно иметь в кармане несколько монет, чтобы "благодарность" за услуги не вызвала проблем. Если вы не оставляете деньги на столике, а даете их в руки, желательно делать это со словами благодарности, улыбкой, дружеским кивком головой, чтобы чувствовалось, что это именно благодарность, а не подачка. Если расплачиваетесь крупной купюрой, скажите, что округляете счет до такой-то суммы.
Чаевые давно стали обыденностью, а в ряде мест – и узаконенной формой оплаты определенных услуг. Но в большинстве случаев вы сами решаете – давать или не давать "на чай".
http://news.finance.ua/ru/~/5/2009/07/08/165035