Школа, будучи по природе своей самым консервативным государственным институтом, до сих пор сохраняет, с одной стороны, рудименты советской воспитательной системы, с другой – глубокий отпечаток постсоветского релятивизма. При этом в своем воздействии на формирование и личности, и общества в целом школа носит тотальный характер, ибо эти одиннадцать лет – неизбежность, с которой сталкивается каждая семья. Телевизор можно выбросить, Интернет не подключать, в выборах не участвовать, но аттестат о среднем образовании получают все.
Даже если ребенок не ходил в детский сад, не посещал городские поликлиники, наступает момент, когда он неизбежно должен вступить в социум. Это момент поступления в школу.
Советская школа была нацелена на формирование удобных для коммунистического государства граждан, запрос на которых, слава Богу, отпал вместе с коммунистической идеологией. Да, идеологическая составляющая из системы школьного образования была изъята, однако форма школьного воспитания, «мехи» остались старыми. И это вводит многих, в том числе и самих учителей, в заблуждение.
Коммунистическим идеалом было как можно более раннее и полное изъятие человека из семьи и включение в жизнь общества (вспомним «романтические» дома-коммуны 1920-х годов, где в квартирах не было кухонь), поэтому школа противопоставляла себя семье, была призвана «исправлять» негативное влияние семьи на ребенка. Этот мессианский комплекс и пренебрежительное отношение к семейным устоям и ценностям остались и у многих современных учителей.
У меня много примеров из школьной жизни – и моего ребенка и его одноклассников, и детей друзей, и случаев, рассказанных на форумах в Интернете. Если их классифицировать, то главные нравственные проблемы таковы:
Учителя не поддерживают авторитет родителей, а порой открыто ставят его под сомнение. Ребенок может заявить «а учительница сказала, что ты не понимаешь». Дети порой превращаются в мини-«павликов морозовых»: на уроке ребенок рассказывает о каких-то случаях или традициях в своей семье, а учитель разбирает, в чем родители Ванечки неправы и чему Ванечка должен научить своего папу. Родители ставятся на одну доску с детьми, как будто они вместе учатся в школе и всесильный учитель рассказывает им, как надо жить. Это наследие позднесоветсткого инфантилизма. А если при этом учесть, что большинство учителей – женщины, а критике они чаще всего подвергают отцов, то картина становится просто пугающей.
Среднестатистический ребенок, переступая ежедневно порог школы, сразу испытывает желание оправдываться, потому что учебный процесс построен на допущении постоянной виновности ребенка. «Пятерка» сегодня – это результат того, что ребенок смог доказать, что ему не за что ставить два, «отбрехался». А вовсе не реальная оценка знаний. Это ведет к неврозам, снижению мотивации к учебе, падению самооценки и навязчивым страхам. Стоит ли удивляться, что причинами подростковых самоубийств часто называют «депрессию» и «проблемы в школе», а порой в новостях мелькают заголовки «школьник покончил с собой из-за тройки» или «школьница убила себя из-за несданного экзамена».
Смысловое наполнение школьных праздников в большинстве своем постмодернистское. Праздники – важный элемент школьного воспитания, в школе существует свой «годовой цикл», на котором построена внеурочная работа. Однако с тех пор, как перестали отмечать красные дни календаря, суть праздников оказалась размыта. Например, в некоторых школах в прошлом году на родительских собраниях обсуждали празднование Масленицы. На вопрос православных родителей «а Пасху тоже будем отмечать?» – ответили, что у нас многонациональное государство, Церковь от него отделена, поэтому религиозные праздники отмечать не будем. При этом языческая Масленица, «День святого Валентина» и «Хэлоуин» празднуются как «светские».
В школах на окраинах мегаполисов большой проблемой стало количество детей, скажем так, нерусской культурной традиции. В отличие от наших детей, они сколачивают «землячества» по национальному принципу и выступают единым фронтом, определяя атмосферу в классе. В то время как русскоязычные дети разобщены, не чувствуют, что их объединяет, ими легко управлять. Это воспитывает в них комплекс неполноценности и агрессивность.
В подавляющем большинстве школ, имеющих репутацию «хороших», в детях с первого класса воспитывают лидерские качества и всячески подогревают соревновательность, дух соперничества, осознание себя как конкурентоспособной единицы своеобразного «рынка» успешных учеников.
Мне показалась эта статья интересной потому, что, я думаю, что каждый, кто имеет детей школьников хоть раз сталкивался с этими проблемами. Когда мой ребенок учился в 30-й школе, нам на родительских собраниях постоянно говорили, что мы, родители, все делаем неправильно и дети у нас невоспитанные , и вообще, то, что нас взяли в эту школу, это только потому, что нам очень сильно повезло. Когда мы перевели ребенка в 28 школу, все стало на свои места. Мой ребенок стал нормальным, вышел в первую десятку по успеваемости, и наша семья тоже стала как бы не самой плохой.
Так действительно, хочется спросить. Школа и семья-друзья или враги? И что вы будете делать, если ваш ребенк вам заявляет, что Марьванна говорит, что вы все делаете не так, а надо так, как сказала она.