Моя подруга не разрешала своему сыну до 5 лет смотреть телевизор. Теперь ему 6 лет, и он смотрит его взахлеб, причем , все подряд, наверстывая упущенное. Сколько можно ребенку смотреть телевизор? Это друг или враг для вашего ребенка? Вот что я нашла по этому поводу.
Наталия Ким
МНОГО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР – ВРЕДНО!
Застывшие, с неподвижным, устремленным в экран взглядом, глухие к словам, непохожие на самих себя – так телевизор преображает наших детей. Многие из них часами просиживают перед экраном, и родители знают об этом. И чувствуют себя одновременно виноватыми и обеспокоенными: они не в силах оторвать сына или дочь от завораживающего потока телекартинок и при этом интуитивно догадываются об их разрушительном воздействии на психику ребенка. До недавнего времени страхи родителей не имели серьезных оснований. Ученые, казалось, не могли с уверенностью объяснить, в чем же заключаются отрицательные последствия высоких доз телевидения. Эксперты расходились во мнениях, результаты их исследований публиковались преимущественно в специальных научных изданиях, и большинство родителей за неимением убедительных данных и рекомендаций психологов были склонны покориться завораживающему влиянию голубых экранов, вместо того чтобы эффективно ему противостоять.
Сегодня ученые всего мира единодушны: злоупотребление телевизором наносит вред прежде всего нейронам развивающегося детского мозга, отрицательно сказывается на здоровье и поведении детей. «Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, – вот почему дети часто словно прилипают к экрану, – говорит детский нейропсихолог Николай Воронин. – Как только телевизор включается, бета-волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа-волнам. Обычно это происходит при засыпании или в состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем глаза». В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности. Кроме того, у детей, злоупотребляющих просмотром телепередач, более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается. Последние выводы ученых дают нам серьезный повод задуматься… и принять срочные меры!
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
• Родители оставляют детей «под присмотром» экрана, надеясь на его развлекательный и развивающий эффект.
• Дети привыкают к этому пассивному времяпровождению, что вредит их здоровью и психическому развитию.
• Изменить ситуацию можно, установив четкие рамки просмотра передач и обсуждая их содержание с ребенком.
ТЕЛЕВИЗОР СКОВЫВАЕТ ФАНТАЗИЮ
Во время длительных просмотров воображение ребенка отключается! Немецкий педиатр Петер Винтерштайн (Peter Winterstein) более 17 лет изучал рисунки пяти-шестилетних детей и обнаружил: чем больше времени они проводят перед экраном, тем меньше деталей на их рисунках и в целом они менее выразительны и объемны. У самых заядлых телеманов нарушены пропорции рисунка, он кажется схематичным, неживым*. Ученый утверждает: вред, наносимый психическому развитию маленького ребенка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности!
ОН МЕШАЕТ ИМ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ
Способность к обучению тоже страдает из-за пристрастия к экрану. Чем больше ребенок смотрел телевизор в раннем детстве, тем выше риск, что его успеваемость в школе оставит желать лучшего. И последствия будут долго напоминать о себе. Так, новозеландские ученые провели исследование с участием тысячи человек 1972–1973 годов рождения, за которыми наблюдали в течение 30 лет*. Чем чаще человек смотрел телевизор в детстве, тем ниже был его образовательный уровень во взрослом возрасте. Избыток аудиовизуальной стимуляции может, таким образом, провоцировать дефицит внимания, а в некоторых случаях и гиперактивность**.
ОН НАРУШАЕТ ИХ СОН
Кошмары, затрудненное засыпание или ночные пробуждения после просмотра наблюдаются у всех – от малышей до подростков. Иногда их причина – атмосфера, в которой растет ребенок, но исследования говорят и о другом. Так, 13-летние подростки, проводящие перед экраном по три часа ежедневно, испытывают заметные трудности со сном независимо от эмоциональной среды и социокультурного уровня*. И эти проблемы сохраняются до взрослого возраста.
КАК ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ ОТ ТЕЛЕМАНИИ
Уберечь своего ребенка от телевизионной зависимости возможно. Нужно всего лишь проявить характер и немного здравого смысла, говорят наши эксперты: психолог Елена Смирнова, психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон и детский психолог Анна Бердникова.
• Никакого телевизора до 1 года и не более 1 часа в день до окончания подросткового возраста. Такой жесткий режим рекомендует Американская академия педиатрии. Категорически не допускается телевизор в комнате ребенка, независимо от возраста.
• Не включайте телевизор до ухода в школу. Дети перевозбуждаются от раннего телепросмотра и умственно раскисают чуть ли не на все утро.
• Следите за тем, какие передачи смотрит ребенок и сколько времени проводит перед экраном. По данным разных исследований, дети, которые смотрят только образовательные программы, легче адаптируются в социуме, лучше успевают в школе и обладают более богатым словарным запасом. Так что все зависит от родителей – от их ответственности и авторитета.
• Убеждайте личным примером. Родители, сами страдающие телеманией, вряд ли сумеют отучить от нее ребенка. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – не только из-за вредного воздействия на мозг, но и потому, что привычки усваиваются рано.
• Отдавая предпочтение дискуссии, тем не менее твердо говорите «нет». Например, следует помнить, что сцены насилия и жестокости в выпусках новостей и документальных сюжетах более травматичны, чем в игровых фильмах. Подростки, разумеется, будут требовать, чтобы родители им доверяли. Но доверять можно при условии, что ребенок соблюдает оговоренные ограничения.
• Наблюдайте за тем, что взволновало ребенка, и говорите с ним об этом. Лучшее противоядие – воспитывать в ребенке правильное восприятие экранных изображений, посвящая его в технические подробности. Понимание, как создается телекартинка, позволяет при необходимости защититься от нее.
ОН СПОСОБСТВУЕТ ОЖИРЕНИЮ
Большинство детей, проводящих перед экраном более чeтырех часов ежедневно, более тучные, чем те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день. А те, кто сокращает просмотры, не меняя при этом рациона, теряют в весе*. В чем тут дело? В недостатке физической активности и постоянном соблазне перекусить у детей, часами просиживающих перед экраном. В рекламе, пропагандирующей калорийную пищу. И в негативном влиянии телевизора на сон: недостаток сна непосредственно воздействует на механизмы пищеварения и усвоения жиров. Кроме того, дети привыкают к сидячему образу жизни, который сохраняется в будущем.
ДЕТИ И ЭКРАНЫ
• 2 часа 24 минуты в среднем ежедневно проводят у телеэкранов российские дети 4–12 лет.
• 61% детей младше 5 лет смотрят телевизор вместе с мамой и/или папой.
• 21% детей младше 5 лет смотрят те же программы, что и другие члены семьи.
• 64 % детей младше 5 лет смотрят телевизор по утрам.
• 40% родителей не знают, что смотрит их ребенок.
• 53% детей 8-10 лет полагают, что без рекламы телевидение было бы не нужно.
ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ СКЛОННОСТЬ К НАСИЛИЮ
В Великобритании и США на протяжении почти 20 лет изучалась связь между злоупотреблением телевизором и ростом преступности. Выводы неутешительны для любителей триллеров и боевиков*. Почему – позволяют понять современные методы визуализации мозга. Экранную сцену насилия мозг интерпретирует так же, как реальную: мы чувствуем тревогу, неуверенность, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии). Но если просмотр жестоких сцен становится регулярным, чувствительность к ним теряется. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам хладнокровно его воспроизводить. Чаще дети поступают так, когда теленасилие им кажется безнаказанным, а обидчик добивается своего.
ОН МЕНЯЕТ ДЕТСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ
Некоторая степень жестокости и несправедливости в телекартинках учит детей правильному отношению к негативным чувствам. Но избыток насилия может заразить их агрессией. «Из-за острого чувства тревоги, которое вызывают сцены насилия, индивидуальное, личностное мышление заменяется групповым», – говорит французский психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон .Со всеми последствиями: стадный инстинкт, культ лидера, деперсонализация, активизация бессознательных инстинктов. Тревога порождает и страх перед взрослым миром, где каждый спешит проявить жестокость по отношению к окружающим, пока его не опередили. Так жестокость на экране способствует популяризации насилия в групповом сознании и препятствует в конечном счете личностному развитию ребенка, его способности мыслить самостоятельно.
«СМОТРИТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!»
«Мой ребенок смотрит только диски с прекрасными мультфильмами!» Какими бы замечательными ни были мультфильмы или развивающие телепередачи, пользы от них мало, если дети смотрят на экран в одиночестве. «Старайтесь до семи лет не оставлять ребенка один на один с телевизором, – говорит детский психолог Анна Бердникова. – Внимательно наблюдайте за его реакцией, поясняйте и комментируйте то, что происходит на экране. Слушая нас, дети учатся выражать свои ощущения. Это способствует пониманию увиденного и укрепляет доверие между родителями и детьми». Показывать мультики следует не раньше трех-четырех лет, когда дети уже способны понимать несложный сюжет, ассоциировать себя с героем, примеряя его поступки на себя. («Я никогда не жадничаю, как этот медвежонок!»)
«Отвечайте на детские вопросы и спрашивайте сами («Почему клоун одну букву раскрасил красным, а другую зеленым?»), – советует Анна Бердникова, – иначе одно недопонимание повлечет за собой другое. То же относится и к детским развивающим телепередачам».