Крах украинской экономики обнажил необходимость создания долгосрочного плана развития. Или хотя бы проведения базовых реформ, пишет в своей колонке в журнале Корреспондент главный редактор издания Виталий Сыч. Еще полгода назад казалось, что экономический рост в Украине не прекратится никогда. Доходы компаний росли как на дрожжах, состояния предпринимателей множились, а сети супермаркетов, строительные компании и банки хватали любой участок земли под строительство. По покупательной способности зарплаты менеджеров в столице обогнали доходы их польских и венгерских коллег, и почти сравнялись с французскими.
Даже базовые экономические реформы за последние пять лет бурного роста так и не были проведены
Многим казалось, что модель развития страны наконец найдена и так теперь будет всегда. Крах иллюзий начался в конце прошлого года. Окончательное прозрение пришло на прошлой неделе, когда Межгосударственный статкомитет СНГ опубликовал сравнительные данные экономического роста в странах бывшего СССР, а Президент Виктор Ющенко огласил скрываемые до этого данные украинской статистики. Оказалось, что в течение первых трех месяцев этого года ВВП Украины рухнул на 20 %. В первом квартале экономика Украины падала вдвое быстрее, чем в среднем по СНГ и вчетверо быстрее, чем в среднем по Центральной Европе. Более того, статистика уже за четыре месяца этого года показала, что промышленное производство в стране откатилось назад на беспрецедентные 32 %. Такого спада не было даже в начале 90‑х, когда рушились производственные связи в бывшем СССР.
Нынешняя скорость падения украинской экономики показывает, насколько дутым был бум последних лет. Экономическое чудо происходило преимущественно - если не исключительно - благодаря наплыву кредитов с Запада и относительно высоким мировым ценам на металл.
Нельзя же считать национальной экономической стратегией одалживание денег на Западе для развития французского, японского и немецкого автопромов
Теперь стало очевидно, что никакого плана развития, или даже его подобия, у украинского правительства как не было, так и нет. Нельзя же считать национальной экономической стратегией одалживание денег на Западе для развития французского, японского и немецкого автопромов с последующим выражением им благодарности в виде процентов по кредитам.
Мало того, теперь становится понятно, что даже базовые экономические реформы за последние пять лет бурного роста так и не были проведены.
И это вина не только правительства Юлии Тимошенко. Не пылал реформаторским духом во время работы в правительстве и Виктор Янукович. Явно больше обеспокоен гуманитарными катастрофами прошлого и Президент.
В прошлом номере мы от журнала задали по семь вопросов претендентам на пост президента Анатолию Гриценко и Сергею Тигипко. В том числе предложили кандидатам назвать три страны, с которых Украине следовало бы брать пример. В ответах фигурировали Ирландия, Китай и Южная Корея. Все эти государства совершили экономический прорыв буквально за 10-20 лет.
Ирландия создала у себя идеальные условия для ведения бизнеса, радикально снизив налоги. Например, налог на прибыль предприятий был снижен до 10 % (в большинстве европейских стран, в том числе и в Украине, он начинается с 25 %). Это привлекло на островное государство огромное количество транснациональных компаний, таких как Microsoft, Apple и Intel. Сегодня две трети местного экспорта производится на предприятиях с иностранными инвестициями.
В итоге Ирландия за 15 лет прошла путь от европейского захолустья до одной из самых динамично развивающихся стран Европы, где ВВП на душу населения достигает уровня Швейцарии и Люксембурга.
Корейцы определили свои отраслевые приоритеты и начали работать над их развитием. Микроэлектроника и автомобилестроение вытащили Корею из бедности и сделали одной из богатейших стран Азии. Первое, что поразило меня в Сеуле - и я видел такое впервые, - полное отсутствие иностранных машин. Развязки и магистрали 15-миллионного города забиты продукцией местного автопрома. Марка Samsung еще десять лет назад была синонимом посредственного качества, а теперь это второй по стоимости бренд Азии после японского Toyota. Глобальные продажи компании выросли до такого уровня, что лишь офисы Samsung теперь занимают семь небоскребов в центре Сеула.
Китайцы скопировали сразу и Корею, и Ирландию - они создали все условия для инвесторов и определили свое место в глобальном разделении труда.
Никто не требует от украинского руководства своей формулы экономического прорыва. Понятно, что отечественным чиновникам до свершений южнокорейцев далеко. Но есть более простые, универсальные рецепты успеха. И за ними не надо ходить далеко. Страны Центральной Европы еще в 90‑х годах провели на госуровне хрестоматийный пакет реформ: постепенно снизили и упростили налоги, поставили бюрократов на место, расчистили дорогу для малого и среднего бизнеса, зажгли зеленый свет перед иностранным капиталом. И теперь Украина импортирует из Польши все товары народного потребления - от тряпок для мытья посуды до пластмассовых мусорных ведер.
У нас же десять лет говорят о новом налоговом кодексе, который снизил бы нагрузку на предпринимателей и упростил бы одну из самых сложных систем налогообложения в мире. Ноги предпринимателей уже 17 лет подкашиваются под весом армии мародеров из налоговой, контрольно-ревизионных органов и местных властей. Один украинский бизнесмен рассказывал, что процедура регистрации предприятия в США заняла у него несколько минут. Налоговой администрации Оболонского района столицы понадобилось пять лет на то, чтобы рассмотреть мое заявление о закрытии частного предприятия и пригласить меня на аудит.
Лишь структурные реформы, а не иностранные займы и мировая конъюнктура на рынках стали и чугуна, могут стать основой для устойчивого роста
Крупные предприниматели, чей бизнес основан на переработке сырьевых ресурсов, производят минимум добавленной стоимости, контролируя при этом львиную долю экономики Украины. Уровень иностранных инвестиций, двигатель экономического роста, на конец 2008 года в стране составил чуть более $ 1 тыс. на душу населения - в пять раз меньше, чем в Венгрии, Хорватии и Словакии, и в семь раз меньше, чем в Чехии и Эстонии.
И это неудивительно. В рейтинге стран по легкости уплаты налогов Украина уже третий год занимает предпоследнее место в мире, 180 из 181-го. По уровню экономической свободы она 152‑я, между Лесото и Бурунди, а по коррупции - 134‑я, на одном уровне с Пакистаном и Никарагуа.
С такими соседями по прогрессу сложно рассчитывать на экономический прорыв. Лишь структурные реформы, а не иностранные займы и мировая конъюнктура на рынках стали и чугуна, могут стать основой для устойчивого роста. И начинать можно с базовых преобразований. Без них любой, даже стремительный рост в течение нескольких месяцев может обернуться крахом.


http://korrespondent.net/opinions/858686