Публикуемый во вторник опрос общественного мнения интересен, прежде всего, в сопоставлении с другим, проведенным пару месяцев назад по заказу Всемирной службы Би-би-си в 21 стране мира.

Тот опрос удивил, кажется, даже ко всему привыкших журналистов и социологов. Можно было ожидать, что в связи с последними международными событиями отношение к России в мире ухудшится, но что оно упадет среди опрашиваемых сразу на 8%, стало для многих сюрпризом.
Особенно учитывая, что подобный опрос проводился и в прошлом году, и тогда наш сайт bbcrussian.com публиковал его итоги под заголовком: "В мире стали лучше относиться к России". То есть, тенденция, получается, была противоположной... И даже ярко выраженной. "Отношение к России в мире улучшилось за последний год сильнее, чем к другим 13 странам, которые оценивались в опросе Всемирной службы Би-би-си", говорилось в той, прошлогодней статье.

Насильно мил не будешь?

Что же произошло за год? Резкое ухудшение имиджа связывают с российско-грузинским конфликтом в августе 2008 года.
Но на природу этой связи есть два противоположных взгляда. Первый заключается в том, что Грузия "выиграла пропагандистскую войну", и необъективные западные СМИ настроили население антироссийски.
Сторонники второго взгляда считают, что СМИ - лишь зеркало, отражающее реальность, и нечего на него кивать, если реальная политика Москвы никак не может понравиться западному - и не только западному - общественному мнению.
Результаты того опроса вызвали раздражение у части нашей аудитории, некоторые досадливо пожимали плечами, другие же шли дальше: насильно мил не будешь, прекрасно и без вас всех обойдемся.
Но вот это предположение как раз не подтверждается реальными фактами. Можно спорить о том, насколько неправа Россия, а насколько неправ бывает остальной мир, но что не вызывает сомнения, так это усиливающаяся по мере глобализации взаимозависимость. Ни мир без России не обойдется, а России тем более не обойтись без мира.
Последнее доказательство - полное опровержение мифа о российской (и, кстати, китайской) экономической автаркии. Многие российские политики и экономисты всерьез уверяли еще недавно, что начавшийся в Америке кризис не затронет или почти не затронет Россию. Но теперь наглядно проявилась простая и очевидная зависимость: свернувшаяся мировая экономика не будет в прежней степени нуждаться в российской нефти и газе и не станет за них платить так же много, как прежде.
А триумфальное шествие российских компаний по миру, да и по собственной стране, оказалось в значительной степени обусловлено доступностью дешевого западного кредита. Не стало одного, тут же прекратилось и другое. Российская экономика начала сжиматься, причем высокими темпами.

Кто идет не в ногу

Опросы указывают на резкий контраст между тем, как мир относится к России, и тем, как Россия думает, что мир к ней относится.
Причем разрыв между оценкой других и самооценкой сильно увеличивается. Число опрошенных россиян, считающих, что их страна - позитивная сила в мире, выросло за последние четыре года с 69% до 82%.
А представление о России, как позитивной силе, в мире наоборот, покатилось вниз.
Впрочем, разве не свойственно большинству стран и народов преувеличивать свою роль в истории и положительное отношение к себе соседей по земному шару?
Это, безусловно, так: завышенная оценка своей роли в мире и того, какой она представляется извне, в разной степени свойственна почти всем: и американцам, и китайцам, и французам, и так далее. Вот разве что разрыв в российском случае необычно велик.
Другие опросы общественного мнения, проведенные различными организациями в России, в том числе и по заказам Всемирной службы Би-би-си, показывают чрезвычайно много общего с другими народами и странами. Но есть и некоторые, может быть, и не многочисленные, но существенные отличия.
Например, в России один из самых низких в Европе показателей общественного интереса к правам человека - всего около 2% опрошенных сочли его центральным вопросом. Свобода средств массовой информации тоже не кажется опрошенным россиянам делом особенно важным, и менее трети - настаивают на возможности свободно высказывать свое мнение по насущным событиям. Но вот по другому показателю - чувству гордости за свою страну - российские показатели оказались на высоте.

Сходства и отличи
я

Отмеченный во время и после августовских событий прошлого года патриотический подъем и взрыв националистических чувств, впрочем, не кажутся чем-то необычным. В конце концов, во время Фолклендской войны британское общественное мнение тоже вовсе не было склонно к особо объективной оценке конфликта с Аргентиной, и то же самое можно сказать почти о каждой другой стране.
Отрезвление часто приходит позже, но в моменты военного напряжения, физической опасности, практически любой народ сплачивается вокруг своего правительства.
Однако даже в мирное время не так уж много людей способны разделить точку зрения Сэмюеля Джонсона, полагавшего, что "патриотизм - это последнее прибежище негодяев". Или Алеся Адамовича, говорившего, что гордиться своей национальностью - то же самое, что гордиться тем, что родился в четверг, а не во вторник, например. Большинство понимает и разделяет чувства национальной гордости, принадлежности к той или иной общности и культуре.
Но есть другие моменты в умонастроениях россиян, которые вызывают за пределами страны большое недоумение - например, популярность Сталина, побившего все европейские рекорды по уничтожению и унижению своих соотечественников.
При этом интересно, что понимание большинство опрошенных надеется найти прежде всего среди своих основных союзников, каковых видят в Белоруссии и Казахстане.
Среди важных игроков на международной политической арене 14% считают основным союзником Китай, 13% - Германию и 11% Францию. Это мнение, надо сказать, опирается на довольно давнюю традицию.

Государственное одиночество

"У России - есть только два союзника - ее армия и флот", - любил говорить Александр III. В том же духе и высказывание времен британского империализма: "У Англии нет постоянных друзей и союзников, а есть постоянные интересы".
И даже, перекликающаяся с этим фраза Николая I: "Россия не есть страна торговая, промышленная или крестьянская. Россия есть страна военная и назначение ея быть грозою мира".
В истории можно найти еще немало схожих формулировок, выражающих все ту же идею гордого государственного одиночества, но вот относятся они к другой, уже прошедшей эпохе.
В 1816 году легендарный американский морской офицер Стивен Декатур заявил: "Пусть наша страна всегда будет правой в своих отношениях с другими, но в любом случае - это наша страна, права она или нет".
Эта фраза облетела мир и даже в наши дни остается популярным лозунгом. В ней - не только готовность отставить в сторону свои личные оценки, чувства и даже интересы во имя интересов отечества, что может показаться очень благородным и трогательным.
Но, если вдуматься, есть в этой формуле и согласие пренебречь также собственными моральными ценностями и, прежде всего, представлениями о справедливости. Итак - любовь к родине - выше всего, даже понятий индивидуального достоинства и персональной личной чести. Марк Твен категорически возражал 90 лет спустя.
В 1907 году он писал: "В школах мы учим детей салютовать нашему флагу - так мы представляем себе патриотизм, который принимаем за гражданственность... Но если на флаге есть пятно - то ему не надо отдавать честь... Настоящая гражданственность - это охранять флаг от бесчестья... и надо забыть навсегда эту устаревшую фразу - "моя страна, права она или нет".
Однако Марк Твен предупреждал и о другом. "Говорят, у нас в Америке есть общественное мнение, - ничего подобного, у нас его нет вовсе. Все наши мысли - подержанные, бывшие в употреблении. Многие ли из нас знают, например, что лучше для нашей страны - высокие таможенные тарифы или свободная торговля? Все, что нам известно по этому поводу, почерпнуто от других людей, старавшихся повлиять на наше мнение в том или ином направлении".
Даже 100 лет спустя, в эпоху спутникового телевидения и интернета, взгляд Марка Твена не кажется таким уж устаревшим. При том, что мир все же радикально изменился с тех пор, и эпоха государственных одиночеств подходит к концу.


Источник www.bbc.co.uk/russian