Юрий Лужков: "Украина должна наконец стать самостоятельным государством"
Тест на незалежность
Через 14 лет после украинского референдума о незалежности и последовавшего именно за этим распада СССР Украина так и не решила для себя свой главный вопрос - тот самый вопрос о независимости.
"Самостийности" в недавней украинской истории и ее сегодняшнем дне хоть отбавляй. А вот самостоятельности, рациональности в политике, действий в целях созидания и развития своей страны очень и очень мало.
Большая часть украинского политического класса продолжает находить смысл существования в нескончаемой борьбе с призраками советского прошлого и за место Украины на политической карте. Но уважение в мире и подлинный государственный суверенитет возникают не из борьбы "против России" или "за Евросоюз и НАТО", а только из "обычной" работы по развитию собственной экономики, своей страны.
Мертвый хватает живого
На протяжении 14 лет после распада СССР украинская власть очень часто жила и продолжает жить прошлым и биться с "имперским наследием". Продолжает вспоминать и даже пытается иногда вернуться к драматическим событиям начала 1990-х годов. "Самостийность" и "незалежность" странным образом сочетаются с попытками вновь и вновь связать свой решительный отказ от наследия Союза особыми условиями и требованиями к России как к правопреемнице СССР.
У всех на слуху, например, отношения Украины и России в газовой сфере. Нынешние предложения "Газпрома" перейти к прозрачным денежным отношениям - лишь логический результат предшествующего долготерпения России в надежде на самостоятельное избавление Украины от таких детских болезней суверенитета, как неспособность четко платить по счетам, постоянные исчезновения газа из труб и хранилищ, недоговоренность Украины в создании совместного газотранспортного консорциума.
Однако "газовый вопрос" в наших непростых отношениях с Украиной далеко не единственный и даже не самый древний. В истории постсоветского бракоразводного процесса Украина остается единственной страной, которая желает продолжать этот самый процесс бесконечно.
В лучших традициях "мыльных опер" украинские политики 15 лет, с истериками и слезами, шантажом и угрозами, "мытьем" и "катаньем", делят бывшее союзное имущество, попутно не забывая регулярно получать от России пособие на текущую жизнь и даже требовать новых уступок.
Все дело в том, что Украина, в отличие от других стран СНГ, милостиво соблаговолила отдать России бремя выплаты всех долгов бывшего СССР. Но при этом до сих продолжает претендовать на часть бывшего советского заграничного имущества, вчиняя нашей стране иски в зарубежных судах.
Невыносимая легкость бытия
Украина отказывается от подписанных ей договоренностей по так называемому "нулевому варианту", согласно которому правопреемником Союза и по выплате внешнего долга, и по активам, включая зарубежную собственность, признавалась именно Россия. В свою очередь, Россия обещала, что после урегулирования вопроса предоставит Киеву в пользование и фактически бесплатную аренду часть объектов бывшей советской зарубежной недвижимости.
Однако заключенное в далеком 1994 году соглашение между Россией и Украиной о соответствующих вопросах правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР так и не ратифицировано украинской стороной.
В принятом по этому поводу в 1997 году постановлении Верховной рады говорилось, что Украина ратифицирует соглашения только после того, как Россия, помимо предоставления информации о размерах золотого запаса, алмазного фонда СССР и об активах советских банков, еще и откроет Украине на своей территории режим свободной торговли.
Но это означает только одно - Украина признает всю безосновательность и неприличие затягивания ратификации соглашений 1994 года, поскольку выставляет в качестве условия для этого никак не связанные с сутью вопроса дополнительные требования по зоне свободной торговли.
Украина в очередной раз увильнула от решения вопроса по советским долгам и активам еще и в нынешнем году, когда Россия пошла на очередную беспрецедентную уступку для Киева, изменив порядок уплаты НДС по стране назначения и предоставив таким образом Украине порядка 1 миллиарда долларов в год дополнительных доходов.
Но и этот жест доброй воли не произвел на нынешнюю украинскую власть никакого впечатления. Напротив, сегодня в Киеве вновь заговорили о том, что помимо части имущества бывшего СССР от России нужно потребовать еще и уплаты украинским вкладчикам их сгоревших в советском Сбербанке вкладов.
Выборочный склероз
Фирменная для Украины тактика "эскалации требований" к России уживается с удивительным беспамятством. Украинские власти напрочь забыли, в какой ситуации в начале 1990-х годов принимались соглашения о правопреемстве, а также, на чем был построен их главный принцип.
А я вот хорошо помню то время. Распад СССР происходил в обстановке не только политического, но и экономического хаоса. Страна залезла в почти безнадежные долги. На момент распада союза СССР задолжал более 100 миллиардов долларов.
Осенью-зимой 1991-1992 годов в качестве заместителя председателя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством распадавшегося Союза мне было поручено решать проблемы обеспечения страны продовольствием. Ситуация была критическая - надвигалась реальная угроза голода. А в это время новоиспеченные лидеры самостийных республик занимались только одним - суверенизацией.
Украинская власть, например, больше всего была озабочена прятками от Горбачева, пытавшегося добиться от "братских республик" согласия на новый Союзный договор. Именно для этого и придумывался на скорую руку украинский референдум 1 декабря 1991 года, где, по меткому выражению того времени, за независимость проголосовали 90 процентов избирательных комиссий.
Накануне зимы 1992 года, когда ровно через неделю после украинского референдума в Беловежской пуще деловито и цинично добивали Союз, мало кто из суверенизаторов и самостийщиков вообще вспоминал о хлебе. И мало кто помнит сейчас, что, если бы не чрезвычайные усилия России и закупки продовольствия в долг за рубежом, мы могли бы повторить ситуацию страшного голода 1930-х годов. Эти долги, между прочим, так же, как и обязательства по всем советским заимствованиям, полностью взвалила на себя потом Россия.
Украина вредит не только России, но одновременно ставит под угрозу и интересы многих иностранных государств
И вот теперь в Украине предпочитают рассуждать о том, что в бывших советских активах им должно принадлежать 16,37 процента. Но одновременно не считают нужным помнить о том, что Россия на протяжении всех 1990-х годов платила и сегодня продолжает выплачивать в полном объеме все советские долги. Забывают, что на долговом балансе нашей страны висят в том числе и почти 20 миллиардов долларов советских долгов, которые Украина переложила на Россию.
Забывают, что, сняв бремя и ответственность с других постсоветских стран, Россия фактически предоставила "кредит выживания" и Украине. Если бы не это решение и не эта добрая воля России, то еще не известно, что сегодня с ней было.
Украине рано или поздно придется понять, что она уже давно рассталась с "советским наследством". Потеряла все права на него ровно тогда, когда отказалась взять на себя выплату части советских долгов. Факт такого отказа оспорить невозможно.
Момент истины для Украины
Сегодня Украина всячески пытается позиционировать себя перед Западом как "страну с рыночной экономикой" и полноценного субъекта "цивилизованного сообщества". Это делается в расчете на принятие в члены НАТО. В расчете на безболезненное вступление в ВТО. В расчете на перспективу вхождения в Евросоюз.
Однако в своих практических действиях украинское руководство совсем не соответствует столь пестуемому имиджу. Наш сосед сегодня стал, пожалуй, мировым лидером по уровню политических и экономических рисков. Они связаны с угрозами национализации и повторной приватизации собственности, неспособностью выстраивать нормальные отношения с соседями и партнерами, нежеланием жить по общепризнанным правилам.
В той же истории с советской собственностью Украина вредит не только нашей стране, но одновременно ставит под угрозу и интересы многих иностранных государств. Если подвергается сомнению статус российских объектов за рубежом, то аналогичным образом возникают проблемы и со статусом иностранных посольств в Москве - как столице бывшего СССР и России.
Все это отнюдь не прибавляет ни рыночности украинской экономике, ни демократизма методам украинской правящей элиты. И вовсе не возвышает авторитет украинского руководства на Западе. Кому нужен финансовый, экономический и политический союзник, который сиюминутно, в угоду текущим меркантильным интересам готов отречься от своего исторического наследия и своих исторических партнеров, готов дезавуировать собственные обещания?
Россия, решительно и последовательно заявив о необходимости перейти к цивилизованным и прозрачным отношениям наших стран в той же газовой сфере, сделала тем самым для нормального развития и будущего Украины не меньше, чем несколько поколений украинских политиков вместе взятых.
Хотя бы потому, что новые условия работы украинской экономики - это тест для нее. Тест на способность к "евроинтеграции". Тест на вступление в ВТО, куда Украина столь стремительно и бездумно неслась весь последний год, пытаясь опередить Россию, чтобы выставить нам свои торговые условия. Это реальный тест для Украины на способность к самостоятельной жизни и ответственной политике.
Как аукнется, так и откликнется
Наконец еще одно. Вполне допускаю, что многие меня раскритикуют за то, что я сейчас скажу. Но это нужно сделать.
Украина своей перманентной революционной целесообразностью и наскоками на Россию подрывает основные принципы наших межгосударственных отношений - Договор 1997 года о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.
И дело тут даже не в очевидной недружественности многих украинских действий и инициатив. Заявлениями о скорейшем вступлении в НАТО Украина четко берет курс на прямое фактическое нарушение статей Договора 1997 года. В частности положений о том, что стороны воздерживаются от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой стороны, обязуются не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой стороны, и не допустят использования своей территории в ущерб безопасности другой стороны.
Когда сегодня, в ответ на предложения России перейти к рыночным отношениям в газовой сфере, Украина выдвигает ассиметричные требования к российскому Черноморскому флоту, она тем самым де-факто опять дезавуирует межгосударственный договор. Он подписывался "в пакете" с Соглашением между Россией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. И именно с учетом этого был ратифицирован в 1999 году российским парламентом.
Украина должна ясно себе представлять, что, разрушая своими руками межгосударственные договоренности и соглашения, она тем самым открывает вопрос о статусе Крыма. Нынешняя его принадлежность Украине фактически легитимирована только тем самым Договором 1997 года и тогдашней слабостью президента Ельцина. Теперь ничего подобного не будет. Если украинская сторона хочет и дальше проводить свою недружественную политику, то России имеет смысл рассмотреть основательно вопрос о соответствии этого договора сложившимся реалиям.
В начале 1990-х годов была разрезана по живому общая судьба и разорвана общая жизнь наших народов. Этот факт стал одной из величайших трагедий и катастроф в нашей истории. Этот разрыв не понят и еще не пережит "до дна" народами наших стран.
Но сегодня, прекрасно осознавая трагизм и чувствуя боль того распада, политики России и Украины должны найти в себе силы перейти к рациональным, честным и ответственным отношениям между нашими странами.
Россия это уже поняла. Украина - скорее, еще нет. Чем раньше украинская власть осознает необходимость перестать грезить советским прошлым и перестать любовно перепрятывать "скелеты в шкафу" в наших отношениях - тем будет лучше. Тем скорее можно будет говорить, что Украина стала, наконец, самостоятельным, ответственным и независимым от своих собственных страхов государством.
http://rmc.org.ua/interviews/luzkov/