У вас есть желание купить себе качественную гитару? На первый взгляд, это не проблема. Бытует мнение, что тот, у кого толстый бумажник, имеет огромные преимущества. Узнавая все новые тонкости и мелочи в процессе выбора гитары, самодовольная улыбка обычно медленно сползает с лица толстосума. Выбор хорошей гитары – это занятие не для слабонервных. Давайте вместе посмотрим, какие трудности могут подстерегать неискушенного покупателя, приходящего в большой музыкальный магазин.
Наивно было бы надеяться, что около вас сейчас же окажется внимательный честный продавец-консультант, единственным желанием которого будет выбрать для вас лучший инструмент в магазине за разумные деньги. Гитар в магазине обычно бывает много, и далеко не все из них звучат хорошо. Все инструменты звучат совершенно по-разному: беря в руки различные экземпляры одной и той же модели, даже новичку становится понятно, что одинаково звучащих гитар не бывает в принципе. У каждого инструмента есть свои плюсы и минусы. Поэтому необходимо знать заранее, что искать и где искать.
Подготовьтесь к покупке
Перед походом в магазин настоятельно рекомендуется хорошо подготовиться - необходимо выбрать магазин, в который вы отправитесь за покупкой. О магазинах стоит расспросить друзей и знакомых, которые уже имеют опыт в этой области. Полезно изучить музыкальные журналы. В Москве есть большое количество музыкальных магазинов, которые в числе прочего торгуют музыкальными инструментами. Приведем лишь некоторые из них –
A&T Trade (гитары торговых марок Fender, Ibanez, Jackson, Takamine и Ovation),
МиксАрт (гитары Washburn, Stony),
Петрошоп (гитары Gibson, Epiphone),
Мистерия (гитары B.C.Rich, Fernandez),
Аваллон (гитары ESP, Cort и Taylor),
Слами (гитары Yamaha, ESP),
Бейланд (гитары Aria Pro II, Taylor).
Shamray Guitars (гитары Shamray, Shamray Custom).
Эти фирмы имеют филиалы в различных регионах России. Существует большое количество мелких фирм, которые занимаются перевозкой гитар из-за рубежа и продажей подержанных инструментов.
Отдельно хотелось бы выделить российскую фирму Shamray Guitars, одну из тех немногих, кто производит серийные и заказные электрогитары в России на хорошем профессиональном уровне.
Начинаем выбирать
С самого начала нужно настроится на трудоемкий процесс. Смотрите, старайтесь почувствать гриф и внимательно слушайте. Только так можно выбрать хороший инструмент, сколько бы он не стоил.
Во-первых, полностью осмотрите гитару – от самой головки грифа до заднего ремнедержателя. Если вы не нашли никаких проблем – сколов лака, трещин или царапин (особенно следует обратить внимание на заднюю деку инструмента, где могут появится царапины от ремня, пуговиц и других металлических предметов одежды), пропиленных ладов, ржавых струн – стоит переходить к прослушиванию инструмента. Стоит играть не спеша и спокойно, давая себе осознать, нравится ли вам звучание данной конкретной гитары или нет. При этом заранее хорошо бы знать, на что смотреть, что ожидать от грифа гитары и как слушать инструмент.
Теперь обо всем этом по порядку.
Электрогитара или полуакустика?
С самого начала необходимо понять, хотите ли вы полуакустическую или электрогитару. Электрогитары прочно удерживают свои позиции в области рок-музыки - хотя бы потому, что они дают меньше трудноконтролируемой обратной связи с усилителем (“заводятся”), чем их полуакустические собратья. Любители полуакустических гитар – инструментов с воздушными полостями внутри деки – ищут более качественного звучания самой древесины, нежели звукоснимателей и усилительных систем. Обычно басгитары делаются полностью из дерева и не содержат полостей внутри деки (то есть очень редко можно встретить полуакустический бас).
Гриф – всему голова.
Гриф – это самая важная часть любой гитары. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно вам будет играть на данном инструменте.
Любители жесткой быстрой музыки – те, кто много играет тэппингом, легато и прочими приемами игры на грифе - по достоинству оценят широкие и тонкие грифы (можно попробовать гитары Jackson Soloist, Ibanez RG, Washburn N series).
Любители классических стилей – рока и блюза – обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами (стоит посмотреть гитары Fender и Gibson). Грифы с изменяющимся радиусом накладки(compound radius fingerboard) представляют разумный компромисс: гриф более круглый ближе к головке, и более плоский ближе к деке (звукоснимателям, машинке). Правда, такие грифы ставтся только на определенные модели инструментов и стоят дороже, чем обычные.
Материал накладки грифа также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации. Стоит заметить, что около 2/3 длины струны проходят над накладкой, и только одна треть – над корпусом. И если корпус гитары в принципе может быть заменен, то некачественная накладка – это испорченный гриф, а значит и испорченная гитара.
Что отличает лучший гриф от худшего? В первую очередь, это дерево. Основная часть грифа может быть сделана из разных пород дерева – от стандартного клена и махогони (красное дерево, используется в качестве основного для производства гитар Gibson) до крайне редких вэнго и бубинга (более подробное описание звучания различных пород дерева смотрите в разделе про корпуса гитар, а также в прошлом номере журнала). Грифы басгитар изготавливаются с применением более плотных пород древесины, так как струны на басгитарах гораздо толще, натяжение струн больше, и вероятность того, что гриф “поведет” выше. Обычно грифы басгитар делают из стандартных клена и махогони, или более плотных пород, таких как вэнго, орех(walnut) или бубинга, которые лучше передают низкие частоты и менее подверженных механическому воздействию струн.
Грифы также могут быть сделаны из композитных материалов (которые используются в современной космической промышленности и других областях) – таких как “никогда не высыхающий” графит. Грифы, которые сделаны из дерева, обычно покрывают лаком в целях предотвращения их искривления из-за высыхания. Однако заметим, что многие знаменитости, такие как Ван Хален (Van Halen) и Джо Сатриани (Joe Satriani), предпочитают играть на нелакированных грифах.
Ничуть не меньшую роль в звучании инструмента играет материал накладки на гриф. Существует три стандартных варианта: клен, эбони(черное дерево) и палисандр. Клен (светлое дерево, которое можно увидеть на гитарах типа Fender Telecaster) мягок на ощупь и имеет яркое звучание. Эбони (черное дерево) – плотная, практически черного цвета, порода дерева, – звучит гораздо плотнее и глубже.
Палисандр – это промежутоный вариант между плотным звучанием эбони и ярким звучанием клена. Эта порода имеет красновато-коричневый оттенок. Она является самой пористой из трех представленных пород, и обладает, пожалуй, самым “теплым” и мягким звучанием.
Обычно фирмы-производители имеют в своем арсенале большое количество моделей, на части из которых стоят клен, на части – палисандр, а на самых дорогих – подписных моделях известных гитаристов – эбони. При этом нельзя однозначно сказать, грифы с какой накладкой звучат лучше других – эти три породы древесины звучат просто по-разному. Клен произрастает во многих странах мира, он прост в обработке, поэтому его стоимость невысока. Кленовая накладка придает гитаре яркое звучание. Палисандр дороже, чем клен в обработке, и растет только в редких южных странах, поэтому стоит дороже. Стандартная накладка на приличной гитаре сделана из палисандра, хотя это дерево также нередко ставят на дорогие инструменты подписных серий, например модели Ibanez Joe Satriani и Frank Gambale, Fender Jeff Beck и Eric Clapton. Эбони – самое плотное дерево. Его привозят в Европу и Америку с самых южных точек планеты. Оно очень дорого в обработке и требует специальных условий просушки и хранения. Вы никогда не увидите накладку из эбони на недорогом инструменте. Можно сказать, что эбони – это элитное дерево, которое ставится только на дорогие подписные гитары. На гитарах с накладками из черного дерева играют Steve Vai, Nuno Bettencourt, George Benson и многие другие. В целом можно сказать, что каждый гитарист выбирает для себя, на каком дереве его пальцам удобнее играть. При изготовлении басгитар используются всё те же клен, палисандр и эбони, а также более плотные породы дерева, такие как вэнго и амаранд.
Частая проблема грифов гитар – это высыхание древесины. Даже абсолютно новый инструмент может пересохнуть в процессе транспортировки или неправильного хранения. Если струны над накладкой находятся слишко высоко, или струны сильно дребезжат при игре на некоторых ладах в середине грифа, скорее всего это связано с высыханием древесины. В небольших пределах это допустимо, и быстро исправляется продавцом-консультантом при помощи анкерного стержня. Если же исправить эти проблемы таким методом не удается – налицо проблемы с древесиной (часто бывает,что гитары транспортируют из-за границы в холодных контейнерах, и они в течение долгого времени лежат в неотапливаемых, недостаточно сухих складах, что отрицательно сказывается на древесине. В идеале поверхность грифа должена быть абсолютно ровной, без провалов и горбов.