Чиайте товарищи...



Первоначально эти мысли предназначались для журнала
кубинских вооруженных сил "Oliva Verde". Но глупо было бы
настаивать на мелких подробностях такого рода теперь, когда
мы точно знаем, что весь план существования, где выходят
журналы и действуют вооруженные силы, есть просто
последовательность моментов осознания, объединенных
единственно тем, что в каждый новый момент присутствует
понятие о предыдущих. Хоть с безначального времени эта
последовательность непрерывна, само осознание не осознает
себя никогда. Поэтому состояние человека в жизни плачевно.
Но великий борец за освобождение человечества Сиддхартха
Гаутама во многих своих работах указывал, что главной
причиной плачевного состояния человека в жизни является
прежде всего само представление о существовании человека,
жизни и состояния плачевности, то есть дуализм, заставляющий
делить на субъект и объект то, чего на самом деле никогда не
было и не будет.

Татарский вытянул исписанный лист, положил руки на планшетку, и она затряслась опять:

Сиддхартха Гаутама сумел донести эту простую истину до
многих людей, потому что в его времена их чувства были
простыми и сильными, а их внутренний мир - ясным и
незамутненным. Одно услышанное слово могло полностью
изменить всю жизнь человека и мгновенно перевести его на
другой берег, к ничем не стесненной свободе. Но с тех пор
прошли многие века. Сейчас слова Будды доступны всем, а
спасение находит не многих. Это, без сомнения, связано с
новой культурной ситуацией, которую древние тексты всех
религий называли грядущим "темным веком".
Соратники!
Этот темный век уже наступил. И связано это прежде всего
с той ролью, которую в жизни человека стали играть так
называемые визуально-психические генераторы, или объекты
второго рода.
Говоря о том, что дуализм вызван условным делением мира
на субъект и объекты, Будда имел в виду субъектно-объектное
деление номер один. Главной отличительной чертой темного
века является то, что определяющее влияние на жизнь человека
оказывает субъектно-объектное деление номер два, которого во
времена Будды просто не существовало.
Чтобы объяснить, что подразумевается под объектами номер
один и объектами номер два, приведем простой пример -
телевизор. Когда телевизор выключен, он является объектом
номер один. Это просто ящик со стеклянной стенкой, на
который мы вольны смотреть или нет. Когда взгляд человека
падает на темный экран, движение его глаз управляется
исключительно внутренними нервными импульсами или
происходящим в его сознании психическим процессом. Например,
человек может заметить, что экран засижен мухами. Или
решить, что хорошо бы купить телевизор в два раза больше.
Или подумать, что его хорошо было бы переставить в другой
угол. Неработающий телевизор ничем не отличается от
предметов, с которыми люди имели дело во времена Будды, будь
то камень, роса на стебле травы или стрела с раздвоенным
наконечником - словом, все то, что Будда приводил в пример в
своих беседах.
Но когда телевизор включают, он преобразуется из объекта
номер один в объект номер два. Он становится феноменом
совершенно иной природы. И хоть смотрящий на экран не
замечает привычной метаморфозы, она грандиозна. Для зрителя
телевизор исчезает как материальный объект, обладающий
весом, размерами и другими физическими качествами. Вместо
этого у зрителя возникает ощущение присутствия в другом
пространстве, хорошо знакомое всем собравшимся.

Татарский огляделся, словно ожидая увидеть вокруг себя этих собравшихся. Никого, конечно, не обнаружилось. Вынув из-под планшетки очередной исписанный лист, он прикинул, надолго ли хватит бумаги, и вернул ладони на деревянную полочку.

Соратники! Вопрос заключается только в том, кто именно
присутствует. Можно ли сказать, что это сам зритель?
Повторим вопрос, так как он очень важен, - можно ли сказать,
что телевизор смотрит тот человек, который его смотрит?
Мы утверждаем, что нет. И вот почему. Когда человек
разглядывал выключенный телевизор, движение его глаз и поток
его внимания управлялись его собственными волевыми
импульсами, пусть даже хаотичными. Темный экран без всякого
изображения не оказывал на них никакого влияния или
оказывал, но только как фон.
Включенный телевизор практически никогда не передает
статичный вид с одной неподвижной камеры, поэтому
изображение на нем не является фоном. Напротив, это
изображение интенсивно меняется. Каждые несколько секунд
происходит либо смена кадра, либо наплыв на какой-либо
предмет, либо переключение на другую камеру - изображение
непрерывно модифицируется оператором и стоящим за ним
режиссером. Такое изменение изображения называется
техномодификацией.
Здесь мы просим быть очень внимательными, так как
следующее положение достаточно сложно понять, хотя суть его
очень проста. Кроме того, может возникнуть чувство, что речь
идет о чем-то несущественном. Берем на себя смелость
заметить, что речь идет о самом существенном психическом
феномене конца второго тысячелетия.
Смене изображения на экране в результате различных
техномодификаций можно поставить в соответствие условный
психический процесс, который заставил бы наблюдателя
переключать внимание с одного события на другое и выделять
наиболее интересное из происходящего, то есть управлять
своим вниманием так, как это делает за него съемочная
группа. Возникает виртуальный субъект этого психического
процесса, который на время телепередачи существует вместо
человека, входя в его сознание как рука в резиновую
перчатку.
Это похоже на состояние одержимости духом; разница
заключается в том, что этот дух не существует, а существуют
только симптомы одержимости. Этот дух условен, но в тот
момент, когда телезритель доверяет съемочной группе
произвольно перенаправлять свое внимание с объекта на
объект, он как бы становится этим духом, а дух, которого на
самом деле нет, овладевает им и миллионами других
телезрителей.
Происходящее уместно назвать опытом коллективного
небытия, поскольку виртуальный субъект, замещающий
собственное сознание зрителя, не существует абсолютно - он
всего лишь эффект, возникающий в результате коллективных
усилий монтажеров, операторов и режиссера. С другой стороны,
для человека, смотрящего телевизор, ничего реальнее этого
виртуального субъекта нет.
Больше того. Лабсанг Сучонг из монастыря Пу Эр полагает,
что в случае, если некоторую программу - например,
футбольный матч - будет одновременно смотреть более четырех
пятых населения Земли, этот виртуальный эффект окажется
способен вытеснить из совокупного сознания людей
коллективное кармическое видение человеческого плана
существования, последствия чего могут быть непредсказуемыми
(вполне вероятно, что в дополнение к аду расплавленного
металла, аду деревьев-ножей и т.д. возникнет новый ад -
вечного футбольного чемпионата). Но его расчеты не
проверены, и в любом случае это дело будущего. Нас же
интересуют не пугающие перспективы завтрашнего дня, а не
менее пугающая реальность сегодняшнего.
Подведем первый итог. Объекту номер два, то есть
включенному телевизору, соответствует субъект номер два, то
есть виртуальный зритель, который управлял бы своим
вниманием так же, как это делает монтажно-режиссерская
группа. Чувства и мысли, выделение адреналина и других
гормонов в организме зрителя диктуются внешним оператором и
обусловлены чужим расчетом. И конечно, субъект номер один не
замечает момента, когда он вытесняется субъектом номер два,
так как после вытеснения это уже некому заметить - субъект
номер два нереален.
Но он не просто нереален (это слово, в сущности,
приложимо ко всему в человеческом мире). Нет слов, чтобы
описать степень его нереальности. Это нагромождение одного
несуществования на другое, воздушный замок, фундаментом
которого служит пропасть. Может возникнуть вопрос - зачем
барахтаться в этих несуществованиях, измеряя степень их
нереальности? Но эта разница между субъектами первого и
второго рода очень важна.
Субъект номер один верит, что реальность - это
материальный мир. А субъект номер два верит, что реальность
- это материальный мир, который показывают по телевизору.
Будучи продуктом ложного субъектно-объектного деления,
субъект номер один иллюзорен. Но у хаотического движения его
мыслей и настроений, во всяком случае, есть зритель -
метафорически можно сказать, что субъект номер один
постоянно смотрит телепередачу про самого себя, постепенно
забывая, что он зритель, и отождествляясь с передачей.
С этой точки зрения субъект номер два - нечто совершенно
невероятное и неописуемое. Это телепередача, которая смотрит
другую телепередачу. В этом процессе участвуют эмоции и
мысли, но начисто отсутствует тот, в чьем сознании они
возникают.
Быстрое переключение телевизора с одной программы на
другую, к которому прибегают, чтобы не смотреть рекламу,
называется zapping. Буржуазная мысль довольно подробно
исследовала психическое состояние человека, предающегося
заппингу, и соответствующий тип мышления, который постепенно
становится базисным в современном мире. Но тот тип заппинга,
который рассматривался исследователями этого феномена,
соответствует переключению программ самим телезрителем.
Переключение телезрителя, которым управляют режиссер и
оператор (то есть принудительное индуцирование субъекта
номер два в результате техномодификаций), - это другой тип
заппинга, насильственный, работы по изучению которого
практически закрыты во всех странах, кроме Бутана, где
телевидение запрещено. Но принудительный заппинг, при
котором телевизор превращается в пульт дистанционного
управления телезрителем, является не просто одним из методов
организации видеоряда, а основой телевещания, главным
способом воздействия рекламно-информационного поля на
сознание. Поэтому субъект второго рода будет в дальнейшем
обозначаться как Homo Zapiens, или ХЗ.
Повторим этот чрезвычайно важный вывод: подобно тому как
телезритель, не желая смотреть рекламный блок, переключает
телевизор, мгновенные и непредсказуемые техномодификаций
изображения переключают самого телезрителя. Переходя в
состояние Homo Zapiens, он сям становится телепередачей,
которой управляют дистанционно. И в этом состоянии он
проводит значительную часть своей жизни.
Соратники! Положение современного человека не просто
плачевно - оно, можно сказать, отсутствует, потому что
человека почти нет. Не существует ничего, на что можно было
бы указать, сказав: "Вот, это и есть Homo Zapiens". ХЗ - это
просто остаточное свечение люминофора уснувшей души; это
фильм про съемки другого фильма, показанный по телевизору в
пустом доме.
Закономерно возникает вопрос - почему современный человек
оказался в такой ситуации? Кто пытается заменить и так
заблудившегося Homo Sapiens на кубометр пустоты в состоянии
ХЗ?
Ответ, разумеется, ясен - никто. Но не будем замыкаться
на горьком абсурде ситуации. Для того чтобы понять ее
глубже, вспомним, что главной причиной существования
телевидения является его рекламная функция, связанная с
движением денег. Поэтому нам придется обратиться к
направлению человеческой мысли, известному как экономика.
Экономикой называется псевдонаука, рассматривающая
иллюзорные отношения субъектов первого и второго рода в
связи с галлюцинаторным процессом их воображаемого
обогащения.
С точки зрения этой дисциплины каждый человек является
клеткой организма, который экономисты древности называли
маммоной. В учебных материалах фронта полного и
окончательного освобождения его называют просто ORANUS
(по-русски - "ротожопа"). Это больше отвечает его реальной
природе и оставляет меньше места для мистических спекуляций.
Каждая из этих клеток, то есть человек, взятый в своем
экономическом качестве, обладает своеобразной
социально-психической мембраной, позволяющей пропускать
деньги (играющие в организме орануса роль крови или лимфы)
внутрь и наружу. С точки зрения экономики задача каждой из
клеток маммоны - пропустить как можно больше денег внутрь
мембраны и выпустить как можно меньше наружу.
Но императив существования орануса как целого требует,
чтобы его клеточная структура омывалась постоянно
нарастающим потоком денег. Поэтому оранус в процессе своей
эволюции (а он находится на стадии развития, близкой к
уровню моллюска) развивает подобие простейшей нервной
системы, так называемую "медиа", основой которой является
телевидение. Эта нервная система рассылает по его
виртуальному организму нервные воздействия, управляющие
деятельностью клеток-монад.
Существует три вида этих воздействий. Они называются
оральным, анальным и вытесняющим вау-импульсами (от
коммерческого междометия "wow!").
Оральный вау-импульс заставляет клетку поглощать деньги,
чтобы уничтожить страдание от конфликта между образом себя и
образом идеального "сверх-я", создаваемого рекламой.
Заметим, что дело не в вещах, которые можно купить за
деньги, чтобы воплотить это идеальное "я", - дело в самих
деньгах. Действительно, многие миллионеры ходят в рванье и
ездят на дешевых машинах - но, чтобы позволить себе это,
надо быть миллионером. Нищий в такой ситуации невыразимо
страдал бы от когнитивного диссонанса, поэтому многие бедные
люди стремятся дорого и хорошо одеться на последние деньги.
Анальный вау-импульс заставляет клетку выделять деньги,
чтобы испытать наслаждение при совпадении упомянутых выше
образов.
Поскольку два описанных действия - поглощение денег и их
выделение - противоречат друг другу, анальный вау-импульс
действует в скрытой форме, и человек всерьез считает, что
удовольствие связано не с самим актом траты денег, а с
обладанием тем или иным предметом. Хотя очевидно, что,
например, часы за пятьдесят тысяч долларов как физический
объект не способны доставить человеку большее удовольствие,
чем часы за пятьдесят, - все дело в сумме денег.
Оральный и анальный вау-импульсы названы так по аналогии
со сфинкторными функциями, хотя их вернее было бы соотнести
со вдохом и выдохом: чувство, вызываемое ими, похоже на
своего рода психическое удушье или, наоборот,
гипервентиляцию. Наибольшей интенсивности орально-анальное
раздражение достигает за игорным столом в казино или во
время спекуляций на фондовой бирже, хотя способы
вау-стимуляции могут быть любыми.
Вытесняющий импульс подавляет и вытесняет из сознания
человека все психические процессы, которые могут помешать
полному отождествлению с клеткой орануса. Он возникает,
когда в психическом раздражителе отсутствуют
орально-анальные составляющие. Вытесняющий импульс - это
глушилка-jammer, который забивает передачу нежелательной
радиостанции, генерируя интенсивные помехи. Его действие
великолепно выражено в пословицах "Money talks, bullshit
walks" ["Деньги говорят, пустой базар отдыхает" (англ.)] и
"If you are so clever show me your money" ["Если ты такой
умный, покажи мне свои денежки" (англ.)]. Без этого
воздействия оранус не мог бы заставить людей выполнять роль
своих клеток. Под действием вытесняющего импульса,
блокирующего все тонкие психические процессы, не связанные
прямо с движением денег, мир начинает восприниматься
исключительно как воплощение орануса. Это приводит к
устрашающему результату. Вот как описал свои видения один
брокер с Лондонской биржи недвижимости: "Мир - это место,
где бизнес встречает деньги".
Не будет преувеличением сказать, что это психическое
состояние широко распространено. Все, чем занимаются
современная экономика, социология и культурология, - это, в
сущности, описание обменных и соматических процессов в
оранусе.
По природе оранус - примитивный виртуальный организм
паразитического типа. Но его особенность заключается в том,
что он не присасывается к какому-то одному организму-донору,
а делает другие организмы своими клетками. Каждая его клетка
- это человеческое существо с безграничными возможностями и
природным правом на свободу. Парадокс заключается в том, что
оранус как организм эволюционно стоит гораздо ниже, чем
любая из его клеток. Ему недоступно ни абстрактное мышление,
ни даже саморефлексия. Можно сказать, что знаменитый глаз в
треугольнике, изображенный на купюре достоинством в доллар,
на самом деле ничего не видит. Он просто намалеван на
поверхности пирамиды художником из города Одессы, и все.
Поэтому, чтобы не смущать склонных к шизофрении
конспирологов, правильнее было бы закрыть его черной
повязкой...

Татарскому в голову пришла внезапная мысль. Он отпустил планшетку, схватил карандаш, которым протыкал пробку красненького, и еле различимой скорописью настрочил в углу листа:

1) Клип для очков "Ray-ban": освобождение дуче, конец -
крупный план Отто Скорцени, на глазной повязке надпись
"Ray-ban". 2) Не забыть - рекл. клип/фотоплакат для "Sony
Black Trinitron". Статуя Свободы. В ее руке вместо факела -
сверкающая трубка телевизора.

Подумав, Татарский заменил "Sony" на "Panasonic" и дописал: "а вместо книги - программа телепередач". Потом он с легким чувством стыда вернул ладони обратно на планшетку. Та сохраняла оскорбленную неподвижность. Татарский подождал с минуту. Ничего не происходило.
Все-таки профессионал в нем был сильнее романтика, и за это приходилось платить.
В голову ему пришла новая идея. Он снова схватил карандаш и дописал под первой надписью:

Рекл. клип/фотоплакат для "Sony Black Trinitron". Рукава
кителя крупным планом. Пальцы ломают "Герцеговину Флор" и
шарят по столу. Голос:
- Ви не видылы маю трубку, таварыщ Горький?
- Я ее выбросил, товарищ Сталин.
- А пачэму?
- Потому, товарищ Сталин, что у вождя мирового
пролетариата может быть только трубка "Тринитрон-плюс"!
(Возм. вариант: "Мацусита" - мониторы "ViewSonic". )
Подумать.

Кладя руки обратно на планшетку, Татарский был почти уверен, что ничего больше не произойдет и дух не простит предательства. Но как только его пальцы легли на прохладную деревянную поверхность, планшетка стронулась с места: