Родители бывают одержимы идеей гениальности собственного ребенка, словно бесом. И при этом они даже не подозревают, какое это счастье - воспитывать самого обычного, заурядного ребенка, в меру ленивого и глуповатого. Потому что гениальность, как и любое отклонение от нормы, это тяжелый крест.
Знают больше, но чувствуют меньше
Психологи-профессионалы делят всех людей на обывателей, одаренных и гениев. Большинство - обыватели. Два процента гениев обречены на одинокую и трудную жизнь. Но именно эти два процента двигают прогресс, совершают научные открытия, пишут музыку и книги, над которыми рыдают остальные 98 процентов человечества. Но как они себя при этом ощущают?
Кандидат психологических наук Зафар Душамбаев считает, что каждый ребенок по определению талантлив, но с возрастом это проходит. Самое плохое, что может случиться с талантливым ребенком, - это вмешательство взрослых, которые пытаются получить какую-то выгоду из его таланта. Здесь возможны всякие трагедии.
- Талант - это не только радость и большие возможности. Это тяжелый крест, - продолжает Зафар Душамбаев, который уже много лет занимается проблемой детской гениальности. - Человеческая личность состоит из трех компонентов: воля, интеллект и эмоции. Ребенок должен пройти все стадии интеллектуального развития, не перепрыгивая через ступеньки. Но одаренного ребенка отличает ранняя взрослость, он взрослеет быстрее, чем его сверстники.
Обычный ребенок общается со сверстниками на уровне эмоций. Одаренному ребенку скучно с детьми, он не понимает их игр. Встречаются и такие дети, которые вообще не умеют играть. Они живут в другом, недетском мире. Самое главное для таких детей - это информация. Или образное восприятие мира, если речь идет о художественных способностях.
Увлечение информацией или художественными образами обедняет эмоциональную жизнь таких детей. Они и жизнь воспринимают по-другому. Дети, о которых мы говорим, стремятся поверить гармонию алгеброй. Вот, например, мы едим мороженое, нам вкусно, и мы счастливы. А теперь просчитаем химический состав мороженого, разложим его на жиры и кислоты. Вкусно? Нет, уже невкусно.
Что-то пропало из наших ощущений, хотя теперь мы больше знаем про мороженое. Пушкин писал: "Блажен, кто смолоду был молод". Молодости свойственна глуповатость. А одаренный человек не таков, он уже в двадцать лет смотрит на жизнь холодным, оценивающим взглядом. Он понимает, например, что эта девушка ему не пара. Она никогда не поймет его интеллектуальной жизни. Как поступает обычный молодой человек? Да просто женится на ней - и все, потому что он молод и влюблен. Талантливый человек так не поступит. Поэтому он обречен на одиночество, у него меньше шансов создать семью.
Мир устроен так, что большинство не любит умное меньшинство, не понимает идей, научных открытий. Шесть седьмых нашего общения происходит на эмоциональном уровне. А у одаренных людей эта сфера не развита. Поэтому по-настоящему одаренный человек обречен на одиночество. Одиноки были конструктор Королев, шахматист Алехин, список можно продолжать очень долго.
Одаренным детям нужно учиться в школе, где их будут окружать такие же одаренные дети и специально подготовленные учителя. В обычной школе талантливого ребенка ждет конфликт с учителем.
Редактор газеты "Дети и мы" Александр Зернов работает с одаренными детьми не один десяток лет. В своей газете он публикует произведения маленьких писателей, поэтов и художников.
- На моих глазах расцветали десятки детских талантов, - говорит Александр Зернов. - Потом безумно талантливые дети почему-то превращаются в милых, но ординарных людей. Или их творческая судьба складывается неудачно. Ведь для того чтобы преуспеть, одного таланта мало. Нужны еще характер, воля, безграничная вера в себя. Мало у кого все это есть. Психологи считают, что природа мужской и женской гениальности неодинакова. Девочки очень талантливы и активны, пока не встретили свою первую любовь. Потом все это куда-то исчезает.
Элитарная школа: больше трех не собираться
Понятие "элитарная школа" возникло за последние три-четыре года. Но будет ли талантливому ребенку хорошо в таком учреждении?
Элитарность часто бывает вымышленной, организованной ловкой рекламной кампанией. Чтобы у родителей отпали последние сомнения в качестве образования, расписание будет перегружено риторикой, философией, тремя иностранными языками и еще бог знает чем. Нормальному ребенку всего этого не выдержать. Конечно, если он гений, ему все по зубам. Его мозг воспринимает и перерабатывает информацию бесконечно. Но однажды родители столкнутся с немотивированными истериками, вспышками агрессивности и болезнями, которые медики называют психосоматическими.
Как создается репутация элитарной школы? Очень просто. Визиты официальных лиц, определенный круг родителей, школьники, побеждающие на городских, российских и международных олимпиадах. Слова "гимназия" и "лицей" действуют на родителей гипнотически. Им кажется, что именно в этих учебных заведениях таланты их детей разовьются в полной мере.
Но семья должна быть готова к тому, что программа в этой школе будет совсем не школьная. Например, физику и математику дети будут изучать в объеме первого курса института. Какой-то предмет - по авторской программе, с которой даже преподаватель вуза не сладит. Каждый учитель будет стремиться усложнить свой предмет и занизить оценки. Четверка в элитарной школе равна пятерке с плюсом в школе обычной.
У ребенка, попавшего в такую школу, есть две модели поведения. Первая - старательно исполнять все, что требуют учителя. В этом случае он будет сидеть над учебниками до 11 вечера. Даже если он очень талантлив. От него потребуется много времени, чтобы выполнить все задания, нарисовать все контурные карты и вызубрить наизусть все стихи.
Второй путь для тех, кто уже с детства привыкает приспосабливаться и мягко обходить все трудности по касательной. Ребенок не делает домашних заданий, не читает учебников, не горбится за столом. При этом получает хорошие оценки и имеет репутацию старательного и обязательного ученика.
Это достигается природным обаянием, наглостью, вовремя списанным или купленным домашним заданием. В элитарных школах учатся много отпрысков из богатых семей, у которых всегда найдется на расходы пять тысяч рублей. Имея такие деньги, они в состоянии заплатить за реферат, контрольную работу или сочинение. При этом довольны и отличники из семей со скромными материальными возможностями - они получают реальный шанс, чтобы заработать деньги.
В Петербурге уже сложился устойчивый круг элитарных школ. Попасть в этот список школе-неофиту очень сложно. Лет пять назад была создана школа 295. Она открывалась специально для того, чтобы талантливые дети смогли учиться здесь по усложненной программе. Школу хорошо знают за границей, но, попав сюда, иностранные гости чувствуют себя смущенными - в школе царит атмосфера абсолютной бедности. С самого открытия в этой школе была организована гуманная система помощи отстающим детям. Для тех, кто не успевает за усложненной программой, существуют вечерние уроки, которые ведут преподаватели со стороны. В результате дети проводят в школе целый день до самого вечера.
Лицей 239 ориентирован на детей с очень высокими физико-математическими способностями. Правда, веяние времени не миновало и эту школу. Сюда принимают отпрысков из богатых семей на спонсорских условиях. К их успеваемости относятся очень снисходительно. Но, помаявшись год-два, такие дети покидают лицей в поисках более комфортной жизни. Год назад Джордж Сорос назвал 239-ю школу самой лучшей школой в мире.
Немного отстает от нее по числу победителей российских и международных олимпиад физико-техническая школа при Физтехе имени Иоффе, которая уже заслужила прозвище Алферовского лицея. Новый комплекс, объединивший школу, первые курсы некоторых факультетов Политеха и исследовательские лаборатории, поражает неискушенного зрителя волшебным богатством, роскошью и удобством. Нобелевский лауреат Жорес Алферов сделал все, чтобы преподавателям, детям и студентам было здесь хорошо и удобно. Он даже пожертвовал в фонд имени себя часть Нобелевской премии. Эти деньги он планирует истратить на именные стипендии для талантливых детей и преподавателей.
Аничков лицей, существующий при городском Дворце творчества юных, тоже славится сверх меры усложненными программами. Лицею есть чем гордиться - все его выпускники с легкостью поступают в вузы.
Номера элитарных петербургских гимназий и так у всех на слуху. Это 2-я гимназия, окончив которую, дети свободно говорят по-английски. Это 56-я гимназия. Здесь школьная жизнь превращена в сплошной праздник, поэтому дети относятся к школе с трогательной любовью. Это гимназия при Русском музее, в коридоре которой можно встретить телохранителей, грустно подпирающих двери классов. Что поделаешь, если некоторые дети не могут выйти из дому без охраны?
Список элитарных школ можно продолжить. Но никто не даст гарантии, что именно вашему ребенку, обладающему уникальными способностями в конкретной области, будет там хорошо.
Елена Шульгина