Наткнулся на интересную статью, на другом форуме, в разделе "Новости - Трибуна". Статья порядком устаревшая, но я с интересом прочитал её впервые. Не буду её приводит целиком, так как там, в оригинале, всё-таки присутствует немного политики (А сами знаете какое строгое наказание ждёт тут всякого заговорившего о политике до окончания выборов гаранта!), но кусками приведу ряд выдержек, но так чтобы статья в целом оказалась интересной и не утратила своего смыслового колорита. Интересующиеся-же полной версией всегда смогут её посить тут.
Сине-желтый государственный флаг гордо развевается над Украиной уже 18-й год Оффтоп, однако до сих пор не прекращаются споры о том, каким он должен быть. Свои предложения вносят представители самых разных ... направлений. Причем обосновывая их неожиданными, а порою даже странными аргументами.

«За синєє небо, за жовте колосся,
Боротися треба, щоб краще жилося»

Подзабытый поэт Тишко, специально для
подзабывших украинский флаг

Геральдика от фэнь-шуй

... поменять местами синее и желтое (золотое) поля, то есть попросту перевернуть флаг вверх ногами... нынешнее расположение цветов согласно китайскому учению (не фэнь-шуй ли?) трактуется как символ упадка.

«Противоположное расположение этих самых цветов понимается как наиболее гармоничное сочетание Неба и Земли, мужского и женского, и имеет прямо противоположную трактовку - Счастье»...

Вот такой оригинальный и очень простой способ борьбы с кризисами и остальными проблемами: достаточно развернуть флаг в нужную сторону - и будет вам счастье.

А вот с точки зрения прикладной психологии, как ни верти украинский флаг, толку не будет. Дело, мол, не в расположении, а в самом выборе цветов. Во всяком случае, так считают специалисты...

По их мнению, желтый цвет несет в себе слишком много отрицательного. «Это цвет непринужденного общения, надежды, оптимизма, чувственного восприятия», - пояснил психолог Вячеслав Леонов. Но вместе с тем, это цвет предательства, ревности, лжи и трусости, болезни. На Востоке трусов называли «желтопузами», считая, что печень труса лишена крови и имеет желтый цвет.

Что же до синего, то Леонов уверен, что этот цвет связан с печалью, плохим настроением, и любители синего испытывают потребность в мирном и расслабленном покое, безмятежной безопасности.

Нужно заметить, что удивительно метко Леонов комментировал отнюдь не расцветку украинского флага, а все цвета в целом, и отнюдь не собирался ёрничать в адрес Украины. Так неужели и правда есть какая-то связь между флагом и ситуацией в государстве?

Впрочем, не нужно отчаиваться. Дело в том, что вообще-то украинский флаг и герб не сине-желтые, а лазурево-золотые. Потому что синий и желтый - это цвета ситца, из которого в селе на Сорочинскую ярмарку шаровары шьют. А в геральдике есть лазурь и золото (материал герба и условное обозначение цветов знамени, отражающего герб), к которым ни у психологов, ни у фэнь-шуй никаких замечаний быть не может.

Но, как люди простые, вышедшие из народа, и чтобы не ломать язык и глаза, давайте пока что и дальше называть эти цвета привычно синим и желтым. И еще, дабы упредить обвинения национал-патриотов, отметим: правильно именовать украинский флаг именно сине-желтым, а не желто-голубым. Ибо в Постановлении Верховной Рады
«О государственном флаге Украины» (принятом в 1992 году и подписанном тогдашним председателем ВРУ Иваном Плющом), четко сказано: «Утвердить Государственным флагом Украины национальный флаг, представляющий собой прямоугольное полотнище, которое состоит из двух равных по ширине горизонтально расположенных полос: верхней - синего цвета, нижней - желтого цвета».

Любители древности

А теперь оставим психоанализ и геральдику в покое и обратимся лицом к другой науке - истории. Так почему же все-таки, почему же именно сине-желтый, да еще с трезубцем?

Любой национально-сознательный патриот, начитавшийся просветительских брошюр, бодро ответит вам, что трезубец - это герб «украинской княжеской державы Владимира», отсюда, мол, и сине-желтые цвета, которые присутствовали также на гербе «украинского Галицко-Волынского княжества». И будет не слишком далек от истины.

Украинским князем Владимиром Красно Солнышко, конечно, не был. И запросто мог зело обидеться за такой титул, зарядив охальнику по лбу навершием меча. Потому что в его время «украйной» назывались окраины Русской державы, которых было несколько.

С другой стороны, никто не запрещает любому государству объявлять себя наследником древних держав, когда-то существовавших на его территории. И даже воспользоваться их символами. Муссолини, например, очень старался убедить всех, что Италия - прямая наследница Древнего Рима. И подарил своей стране герб, на котором была изображена древнеримская фашина - пучок прутьев с секирой.

...

Однако насчет «герба княжеской державы» - это, конечно, перебор. Дело в том, что объединенное Рюриком и расширенное его потомками Русское княжество 9-12 веков своего единого герба и флага не имело. Каждый князь лепил на свой щит то, что ему нравилось. Причем древнерусские князья, как и современные национал-патриоты, тоже очень любили порыться в древних символах.

Так, Владимир Мономах в числе прочих своих гербов носил изображение змееногой богини, известной древним грекам под именем Геката и почитаемой также скифами – ее изображение находят в их курганах. Откуда его откопал светлый князь, можно только догадываться.

Трезубец, с которым гнул пальцы перед богатырями Владимир Святославович, является древним символом средиземноморских властителей глубин (Дагона, Посейдона, Нептуна). Он был известен также на Древнем Востоке, где олицетворял мощь и власть богов. Однако от Киева до этих регионов путь неблизкий, и вообще странно, почему князь выбрал для себя этот заморский символ забытых богов.

Флаги наших отцов

Впрочем, трезубец Дагона наверняка лучше, чем Геката. К тому же его витиеватое изображение дает ... возможность, помедитировав, узреть в трезубце зашифрованное слово «воля» и говорить о том, что украинцы еще со времен Владимира (а то и ледникового периода!) всегда стремились к независимости.

Но ко времени образования «украинской козацкой державы» (гетьманы изрядно повеселились бы, узнай они, что являются правителями государства) о трезубце просто позабыли. А сочетание синего и желтого цвета можно было увидеть разве что на ленточках у девчат. Казаки ходили в бой с тюркскими бунчуками (а также в тюркских шароварах), с хоругвями христианской тематики или под знаменами своих военных формирований, в которых преобладали красный, синий и золотой цвета.

Особенной оригинальностью отличались казаки Войска Запорожского, которые получали свои знамена в подарок от тех, кто пользовался их услугами. Среди таких дарителей были польские короли, русские цари и даже турецкий султан. Соответствующими были и изображения на этих знаменах: на одних - польские орлы, на других - православные святые, на турецких - полумесяцы и звезды.

«Жовто-блакитний» флаг (золотой крест на синем полотнище) замаячил в степях Украины в 1708 году, когда сюда вошла армия Карла XII. Однако шведы вскоре были разбиты и бежали вместе с Мазепой, а их флаги национально-несознательный народ порвал на портянки. Но слухи о том, что именно шведы были отцами-основателями украинского национального флага, ходят до сих пор. Так вот - слухи эти неверные!

На самом деле отцом, точнее, матерью украинского флага стала австрийская императрица София (урожденная Виттельбах), мать Божьего помазанника Франца-Иосифа. В 1849 году, после того как Галичина отличилась небывалой верностью короне во время революционных событий, потрясших Австрийскую империю, «Головная Руськая рада» обратилась к государю с просьбой об утверждении национального флага населения провинции.

В качестве проекта был предложен сине-красный флаг, поскольку такие цвета использовались казаками Запорожской Сечи. Однако более мудрая, чем ее 18-летний сын, императрица отклонила предложение. Наверное, ассоциация с православными казаками, потомки которых верно служили Российской империи, ей пришлась не по душе.

И она подарила галичанам сине-желтый флаг - точно такой, какой имела провинция Нижняя Австрия. Ну разве что без земельного герба (синего щита с пятью орлами). И правда - зачем мудрствовать? Пусть будет в империи две провинции с одинаковыми флагами. Все должно быть строго однообразно.

Флаг галичанам понравился (попробовали бы они возразить!). А то, что подаренный, а не по своему проекту - так вон и запорожцам знамена дарили! И впоследствии «сине-желтый» начали активно продвигать в качестве «национального украинского», в том числе на Восток, вместе со своей пропагандой «украинства».

И вот в 1917 году он гордо зареял в Киеве. А когда год спустя приказала долго жить Австро-Венгрия, законопослушные галичане, видя, что присоединить Большую Украину к австрийской провинции Галиция уже не удастся, также решились создать свое государство. И подняли, понятное дело, сине-желтый флаг Нижней Ав… пардон, ЗУНР. С той разницей, что киевляне в качестве герба применили увиденный где-то на старой фреске «тризуб Володимира», а галичане - золотого льва, герб города Лемберга, которому возвратили древнее имя Львов.

УНР, правда, никак не могла определиться со своим флагом - какой стороной его вешать вверх, какой - вниз? Геральдика говорила, что вверху должен быть цвет главной фигуры герба, то есть золотой. На этом настаивал Грушевский. С другой стороны, никто не решался нарушить «национальные традиции», основанные Софией Виттельбах. В итоге с флагами возникла полная путаница: зачастую их вешали как придется.

С гербом тоже поначалу возник казус. Например, Грушевский заявил, что трезубец - это «гарно стилізований геральдичний знак неясного значіння». И предложил УНР взять за основу его проект герба: синий щит с золотыми звездами. Однако национал-патриоты, жаждущие чего-то древнего и вечного, историка не послушались.

А тем временем на украинских просторах вздымались флаги республик, которые не желали слышать ни о какой Центральной Раде. Красные и сине-красно-желтые стяги УССР, черно-сине-красные флаги ДКР, флаги Одесской и Таврийской республик, черные знамена анархистов и пестрые флаги-гобелены многочисленных атаманов.

Кровь и земля

Флагом Украинской ССР было утверждено сначала красное, а потом красно-синее полотнище. Правда, флаги с такими расцветками имели большинство советских республик, однако в украинском случае палитра была наиболее удачной - все-таки цвет казацких знамен. Поэтому особо никто не возражал, даже перешедшие на сторону большевиков и устроившиеся в органах власти бывшие «петлюровцы».

С советским вариантом не согласились только присоединенные в 1939 году галичане. Хотя столетие до этого они сами просили императора утвердить флаг сине-красных расцветок, советские войска некоторые из них встретили с «жовто-блакитними». Не имеющие чувства юмора работники НКВД такой «шутки» не поняли, тем более, что им как раз нужно было «ликвидировать сеть националистического подполья, руководимого иностранными разведками» (из приказа). Так что некоторых вместе с флагом замели как шпионов.

Однако сине-желтый стяг вновь поднялся в 1941-м, вместе с началом немецкой оккупации. Только вверх тормашками: желтой полосой к небу. Такие флаги реяли над сельскими управами, над колоннами дивизии СС «Галичина», в виде повязок красовались на рукавах полицаев. Понятно, что после этого отношение советской власти к «жовто-блакитному» стало окончательно отрицательным.

Намек партии тут же уловили ее верные пииты. И Дмитрий Павлычко (ныне - убежденный национал-патриот, а ранее, видимо, не менее убежденный коммунист) заклеймил будущий государственный флаг Украины гневными словами: «Тож не вдалось огидливим ізгоям вас отруїти жовто-синім гноєм…».

Впрочем, тогда не все «патриоты Украины» разделяли пристрастие к этим цветам. Например, боевым знаменем УПА Шухевича-Бандеры (еще была УПА Боровца) было красно-черное полотнище. Выбор цвета, очевидно, определялся целью: черные и красные цвета с 19 века использовали революционеры и анархисты, а ОУН (б) как раз мечтало совершить «национальную революцию».

Отвечало это и одной из идей национал-социализма, который хоть и родился в Германии, но имел своих сторонников во многих странах и регионах Европы, в том числе и среди руководства ОУН. Это была теория о трудовом крестьянстве как основе нации, доктрина «Крови и земли», и красно-черный флаг как нельзя лучше воплощал и то, и другое.

Он и сегодня имеет в Украине своих сторонников, в основном среди радикальных национал-патриотов, которые хотели бы видеть его государственным, а его цвета можно встретить на знаменах националистических партий. Большинство, конечно, против - слишком уж мрачным он им кажется. То ли дело, считают они, мирный сине-желтый флаг, который представляют как широкое пшеничное поле и бескрайнее синее небо.

Широкое поле - это, конечно, интересная трактовка цветов императорского подарка для холмисто-гористо-лесистой Галичины. Однако даже колосьями не стоит умиляться.

«Верю в силу созревающих колосьев, верю в высокий дух крестьян…» - это слова из гитлеровской доктрины «Крови и земли». Как видим, её могут олицетворять даже синий и желтый цвета. Точно так же, как мирные крестьяне смогли в свое время переодеться в эсэсовскую форму и стать одними из самых жестоких убийц в истории человечества.

К тому же земледельческие аллегории имеют и еще одну отрицательную сторону. Поклонение полю, плодородию, земле - это элементы древних хнотических культов жестоких подземных богов, требовавших жертв.

Одним из ритуалов подобных культов в глубокой древности было принесение в дар богини самого красивого юноши (в качестве жениха). Несчастного зарывали живьем на поле в надежде на хороший урожай. Так что Грушевский, как историк, может быть, протестовал против сине-желтой комбинации не только с точки зрения геральдики. А возможно, и фэнь-шуй (или что там) не врет, и флаг таки лучше перевернуть?
Статья в первую очередь стала интересна тем, что в своё время, в 80-х в журнале "Вокруг света" печаталась геральдическая рубрика, которую я очень любил читывать-перечитывать... Ведь и правда, весьма занятная тема, составление гербов, флагов имеет глубокие корни и геральдические начала, которые, как я понимаю не из воздуха возникли... Именно об этом, а вовсе не о политеческо-националистическо-патриотических подоплёках хотелось бы поговорить.
Мне на самом деле интересно было бы мнение Сергея (признанного нашим форумом гения исторических наук ;)), так как понимаю, что вышеприведённая статья отражает лишь одну критическую сторону вопроса. Но медаль всегда имеет две стороны...
Одним словом, я хочу поговорить о геральдике, о её связи с символами нашей реальности, я хочу поговорить о исторических основах, источниках тех или иных символов действительности.
А вот чего не хочу слышать, так это обвинения и, простите мой французский, обсирание друг друга. Как только такое начнётся - в бан и надолго, а тема будет закрыта!