О взаимоотношениях России с Украиной можно говорить лишь в прошедшем времени, считает обозреватель еженедельника «Футбол.Плюс.Хоккей» Андрей Морозов. Политики окончательно испортили их взаимоотношения. Даже странно ловить себя на мысли от того, что начинаешь радоваться, если на Украине что-то не выходит. Например, подготовка к чемпионату Европы по футболу.
Надо сказать, что идея проведения одного турнира в двух странах, мягко говоря, странновата. Отчасти это, конечно, ложится в концепцию идеологии «Европы без границ». И все же футбол, оказываясь в гостях у двух хозяев, исподволь заставляет сравнивать — у кого лучше. Что лишает идею проведения объединительных форумов самого смысла.
Как ни старайся организаторы все привести к общему знаменателю, все равно сравнения типа: «В Корее было дешевле, но в Японии — организованнее» (по поводу ЧМ-2002) или «В Швейцарии было тоскливо, зато в Австрии — беспокойно» (по поводу прошлогоднего ЕВРО), так или иначе происходят.
Странность экспериментов и ФИФА, и УЕФА покуда не принято обсуждать. Но, увлекшись двустранными чемпионатами, европейская федерация футбола сама загнала себя в угол, отдав ЕВРО-2012 Польше и Украине.
Казалось бы — две братские страны. Чтобы немного взбудоражить наших квасных патриотов, замечу, что исторически — «Украина» переводится как «окраина». Только не России, как считают русофилы, а — Польши.
Глупость, конечно, была совершена изначально, когда украинский футбол решил поиграться в политические игры с «оранжевыми». И вступил в соглашение с поляками, подал в УЕФА заявку. О том, что денег на проведение чемпионата правительство Ющенко-Тимошенко не даст, стало ясно, лишь только эту самую заявку в УЕФА приняли к рассмотрению.
Мало кто припомнит, что именно тогда украинский футбольный функционер Суркис, прославившийся в свое время тем, что пытался подкупить испанского судью матча «Динамо» (Киев) подарком в виде шубы из русских мехов, заискивающе лебезил перед президентом Путиным. Мол, если Польша не согласится с нами проводить чемпионат, не возьмется ли Россия. Этому своеобразному «ласковому теленку, что двух маток сосет» было отвечено, что ВМЕСТО Польши Россия никуда не намерена вступать. На чем прения и были прекращены.
Вот ведь в чем проблема: Польше как государству сегодня не до футбола. Более того, лишенная крупных олигархических средств, не имея возможности существовать за счет русского газа, идущего по трубам через собственную территорию, Польша старательно переживает кризис. Большинство трудоспособного населения уже давно в Польше не живет, а трудится водопроводчиками и слесарями у сытых обленившихся соседей.
Да и в принципе, Польша в последние годы не особо блещет на футбольных аренах. Самый ее грандиозный успех в истории — бронза ЧМ-82. Когда Гжегош Лято и компания вначале отстояли нулевую ничью в безвольном матче со сборной СССР, а затем победили в матче за 3-е место второй состав французов (первый был убит трагическим поражением в полуфинале от немцев).
Сегодняшний польский футбол — типичный европейский середнячок. Максимум, на что хватает средств, — натурализовать темнокожего бразильца и выпустить этого новоиспеченного пана в футболке сборной. Замечу, что это — ПРАВИЛЬНЫЙ путь развития футбола. Поляки вообще очень скаредны (до первой рюмки «Зубровки»).
Украинский же футбол — это торжество олигархического подхода к игре. Пожалуй, лишь в Приднестровье абсурдность разрыва футбола и общества большая, чем на Украине.
Украинский футбол жадно осваивает жирные куски со стола металлургических и угольных миллиардеров. При этом показывая вполне европейские результаты. «Шахтер» и вовсе вошел в историю как последний обладатель кубка УЕФА в его нынешнем виде.
Но Польша при этом за три года до совместного Евро вполне подготовлена по требованиям УЕФА. Которые, помимо футбольной инфраструктуры — полей, раздевалок и баз, содержат еще и ряд условий по развитию инфраструктуры страны в целом. То есть, для того чтобы принять европейский футбольный карнавал, нужны и гостиницы не только категории «люкс», а до 30 евро в сутки. И дороги, на которых не разваливались бы старенькие машины прижимистых европейских футбольных болельщиков.
Футбол-то элитный в Донецке создать дорого, но просто — накупил бразильцев, кинул им мячик, они сами станут чемпионами. А дороги нужно строить. А кто будет строить, когда половина строителей работает в Европе, а другая — строит Подмосковье. Причем денег-то на строительство дорог в бюджете Украины нет.
В ближайшие дни комиссия УЕФА решит: дано Украине право тужиться из последних сил, вкладывая сэкономленные на зимнем обогреве жилищ гривны в футбольный праздник. Скорее всего УЕФА как заложник политических тенденций позволит конфронтирующей с Россией стране все же попробовать провести футбол европейского уровня.
Эксперты полагают, что самое худшее, что ждет Украину, — резкое сокращение объема футбола. То есть матчи позволят проводить лишь в более-менее современных городах — Киеве, в крайнем случае, Донецке. Одессе и Львову придется с амбициями футбольными проститься.
В случае же, если УЕФА поймет, что сегодняшней Украине футбол безразличен, чемпионат могут отнять. Более того, возможен вариант, что и самой Украине не поздно отказаться. Вопрос — в чью пользу.
Польша как член Евросоюза получит от организации столько, сколько нужно, тем более что, как уже было сказано, привыкла тратить выделяемые деньги, а не распихивать их по тайным счетам, как это принято на Украине.
Более того, свою готовность принять Евро уже высказала соседняя Германия. Словом, несмотря ни на какой кризис, интерес к зрелищу под названием ЕВРО велик.
Вопрос, способна ли сегодня в пожарном порядке принять европейский футбол Россия? Ведь наш кризис, как сказал президент, посильнее, чем у иных европейцев. Как ни странно, на мой взгляд, России было бы выгодно взять на себя хлопоты по скорейшей организации чемпионата. И вот почему.
Россия сегодня, как в воздухе, нуждается в новых дорогах, в новой, современной инфраструктуре даже крупных городов. Найдите в Москве номер в гостинице за 1000 рублей? А так — его построит государство как гарант финансирования Евро-2012. Сегодня стране нужны новые дороги. И не только, чтобы по ним ездить. А чтобы их строить, обеспечивая работой не только строителей, но и производителей асфальта, всяких дорожных железяк. Да в конце концов, новые бензоколонки потребуют нормального бензина. Придется построить перерабатывающие современные заводы — сколько можно за кордон сырую нефть гнать. Оффтоп
Опыт великой стройки в предолимпийском Сочи показывает, что строительство подобное — естественный объект тотального воровства, взяточничества и коррупции. Но как раз легче с явлением будет бороться на виду, в концентрированном, так сказать, виде, а не растворенном по просторам необъятным.
Я уж не говорю о политической составляющей подобного проекта. С наступлением кризиса всем стало очевидно, что спорт вообще и футбол в частности, есть основа для национальной идеи. Интернациональной, надпартийной, справедливой и полезной для здоровья нации. И концентрация средств для воплощения такой идеи, при всей ее затратности, — дело благое.
В конце концов, на почве этой футбольной идеи мы и с Украиной можем помириться. Что толку рассуждать о том, что мы братья. Трудно брату-украинцу провести чемпионат? Пусть отдаст старшему брату-россиянину — старшОй все потянет! Глядишь — и конец разногласиям.
Самой Украине не поздно отказаться от проведения Евро. Вопрос — в чью пользу.
Источник: Родная газета