6 сентября 1522 года, 485 лет назад, в испанском порту Севилья бросил якорь единственный уцелевший корабль из тех пяти, которые тремя годами ранее под предводительством Фернандо Магеллана отправились в первое кругосветное путешествие. «Викторию» привел на родную землю Хуан Себастьян Элькано. Из 265 человек, отправившихся вместе с Магелланом, осталось только 18 человек.
Справедливости ради следует сказать, что еще три человека из экспедиции, попавшие в португальские тюрьмы, вернулись в Испанию спустя несколько лет. Таким образом, в исторической литературе фигурируют две цифры 18 и 21.
Как это часто случается в истории, Элькано был объявлен героем, на него посыпались милости: ежегодная пенсия, герб с изображением земного шара и надписью: «Ты первый меня обогнул», и обожание соотечественников. Магеллану же посмертно достались несправедливые обвинения в жестокости и нарушении королевских приказов. Но давайте положа руку на сердце спросим себя: «А я знал о существовании Элькано?». А Магелланов пролив на карте может показать любой школьник.
Как же складывалось это путешествие? Оно началось с того, что 20 сентября 1519 года Фернандо Магеллан поцеловал на прощанье свою молодую жену Беатрис, бросил взгляд на новорожденного сына Родриго и приказал поднять якорь. Испытывать судьбу отправились «Тринидад» (флагманский корабль Магеллана), «Сан Антонио», «Концепсьон», «Виктория» и «Сантьяго».
Спустя 6 дней экспедиция подошла к Тенерифе, а 3 октября взяли курс на Бразилию, а спустя два с половиной месяца вошли в бухту Рио-де-Жанейро. Далее путь их лежал в порт Св. Хулиана, который они достигли 31 марта 1520 года. Приближалась зима (в отличие от Европы она там длится все наше лето), и Магеллан принял решение зазимовать именно здесь. Но часть команды отнеслась к этому крайне отрицательно, потребовав возвращение в более южные широты. На это руководитель экспедиции ответил отказом.
Положение усугублялось тем, что произошел раскол между испанскими и португальскими членами экспедиции. А в канун Вербного воскресенья и вовсе вспыхнул открытый бунт. Дело дошло и до убийства. И только ценой нескольких жертв (казнено не менее трех главарей заговорщиков, а сколько еще погибли в стычках) и железной волей Фернандо удалось более-менее навести порядок. При этом один капитан был разжалован в обычные матросы, а второго и вовсе высадили на берег.
24 августа 1520 года мореплаватели покинули принесший им несчастье порт. Но Фортуна продолжала выискивать счастливчиков на противоположной стороне, отвернувшись от Магеллана: вскоре один из кораблей – «Сантьяго» потерпел крушение. И все-таки корабли достигли пролива, обогнув залив Виржиния. Именно этот пролив впоследствии получил имя Магеллана. И как на грех именно здесь потерпел кораблекрушение и второй корабль – «Сан-Антонио».
Спустя четыре месяца три корабля достигли Южного моря, которое позже получило название Тихого океана. И только 6 марта 1521 года команда впервые за три с половиной месяца ступила на твердую землю. А через три дня Магеллан взял курс на острова, которые позже были названы Филиппинами.
Кстати, мореплаватель называл открытые им, но существовавшие с незапамятных времен острова, особо не размышляя над тем, как воспримут эти названия европейцы. Так, во время высадки на один из них экспедиция очень потерпела от туземцев, которые прибирали к рукам все, что плохо лежит, с таким нахальством и быстротой, что Магеллан назвал эти острова за склонность их жителей к воровству – Воровскими, или Ландронес.
Он не слишком-то церемонился с местными жителями и в конце концов поплатился за это. В конце апреля 1521 года он сжег один из островов, а населению второго приказал прислать ему трех коз, трех свиней, три меры риса и три меры проса. В ответ они заявили, что готовы дать ему двух коз, двух свиней, по две меры проса и риса. Не нравится – больше ничего не дадут. Фернандо Магеллана это не устроило: он отдал распоряжение укомплектовать три лодки экипажем в 50-60 человек и выступил против этого селения 28 апреля утром. Их встретило множество людей, около трех-четырех тысяч человек, которые бились с таким упорством, что Фернандо Магеллан и шесть человек, бывших с ним, были убиты. Так бесславно закончилась жизнь прославленного мореплавателя. По сути, он продал ее за козу, свинью и горсточку риса…
Остается добавить, что Магеллан был в полном расцвете сил, ему шел только 41-й год.
Эта смерть резко изменила ход экспедиции. Во-первых, туземцы наотрез отказались выдать руководителям экспедиции тело их предводителя. Во-вторых, переводчик Магеллана после его гибели сбежал и сообщил местному радже, что испанцы хотят его уничтожить. Тот, ранее настроенный к европейцам очень дружески, пригласил всю «верхушку» экспедиции к себе. Ничего не подозревающие испанцы высадились на остров в количестве 26 человек, но были почти что тут же перебиты…
Возглавивший экспедицию португалец Карвальо не решился рисковать остальными людьми и спешно ушел от негостеприимного острова. Людей и так уже не хватало, и тогда было принято решение затопить самый старый корабль – «Концепсьон».
Оставшиеся два корабля – «Тринидад» и «Виктория» собирались и дальше идти вместе. Но на «Тринидаде» образовалась трещина, Карвальо принял решение остаться на Молуккских островах и сделать ремонт, а «Викторию» отправить на родину. И тем, и другим пришлось несладко. Первые, как уже было сказано выше, попали в португальский плен, а вторые едва перенесли муки голода. Из 83 членов экипажа до Испании дошли только 18.
Могло бы путешествие сложиться иначе? Наверное. Если бы европейцы отнеслись бы к туземцам более человечно. Но история не знает сослагательного наклонения…