26 октября, на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, один из ключевых экспертов ООН по правам человека озвучил призыв к фундаментальному переосмыслению международной наркополитики.
Ананд Гровер (Anand Groover), гражданин Индии, является Специальным докладчиком по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, и действует в рамках мандата, установленного Советом ООН по правам человека. В ежегодном тематическом докладе г-на Гровера, который был представлен в конце октября, описываются нарушения прав человека, которые стали результатом международной деятельности по контролю над наркотиками. В докладе содержится призыв к правительствам:
- Обеспечить доступность для потребителей наркотиков, в особенности находящихся в местах лишения свободы, всех мер по снижению вреда (перечисленных ЮНЭЙДС) и услуг по лечению от наркотической зависимости, в особенности опиоидной заместительной терапии;
- Декриминализировать или депенализировать хранение и употребление наркотиков;
- Отменять или постоянно изменять законы и политику, препятствующие предоставлению основных медико-санитарных услуг потребителям наркотиков, и рассматривать результаты осуществления инициатив в области правоохранительной деятельности в связи с контролем над наркотиками в целях обеспечения соблюдения обязательств в области прав человека;
- · Вносить поправки в законы, нормативные акты и политику в целях расширения доступа к контролируемым основным лекарственным средствам.
Г-н Гровер рекомендует Органам ООН по контролю над наркотиками рассмотреть вопрос о создании альтернативных нормативных основ в отношении наркотических средств, построенных по такой модели, как Рамочная конвенция по борьбе против табака.
Этот доклад является наиболее однозначным на сегодняшний день заявлением представителя ООН о негативных последствиях наркополитики и о необходимости ее фундаментального изменения.
Доклад Специального докладчика по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья
Документ ООН No A/65/255
Доклад доступен на
арабском, китайском, английском, французском, испанском и русском языках.
Резюме
Нынешняя международная система контроля над наркотиками направлена в основном на создание мира "без наркотиков" почти исключительно за счет использования политики по обеспечению соблюдения законов и уголовных наказаний. Однако появляется все больше свидетельств того, что этот подход потерпел неудачу, главным образом из-за того, что в нем не признаются реалии употребления наркотиков и зависимости от них. Хотя наркотики могут оказывать пагубное воздействие на жизнь отдельных людей и на общество, этот носящий чрезмерно карательный характер режим не достиг своих заявленных целей в области здравоохранения и привел к неисчислимым нарушениям прав человека.
Потребители наркотиков могут опасаться обращаться за услугами из-за угрозы уголовного наказания или могут быть совсем лишены доступа к медицинской помощи. Криминализация и чрезмерные методы обеспечения соблюдения законов также подрывают инициативы по укреплению здоровья, увековечивают
стигматизацию и увеличивают риски для здоровья, которым могут подвергаться целые группы населения – не только потребители наркотиков. Некоторые страны заключают потребителей наркотиков в тюрьму, подвергают их принудительному лечению или делают и то и другое. Нынешний международный режим контроля над наркотиками также неоправданно ограничивает доступ к основным лекарственным средствам, что мешает осуществлению права на здоровье.
Основной целью международного режима контроля над наркотиками, как указано в преамбуле Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, является "здоровье и благополучие человечества", однако нынешний подход к контролю над употреблением и хранением наркотиков противоречит этой цели. Широкое применение мер, снижающих связанный с употреблением наркотиков вред, – инициатив по снижению вреда – и декриминализация некоторых законов, относящихся к контролю над наркотиками, явно улучшили бы здоровье и благополучие потребителей наркотиков и населения в целом. Кроме того, организациям системы Организации Объединенных Наций и государствам-членам следует принять основанный на праве на здоровье подход к контролю над наркотиками, поощрять общесистемную слаженность и коммуникацию, предусмотреть использование показателей и руководящих положений, а также рассмотреть вопрос о разработке новых правовых рамок в отношении некоторых запрещенных наркотиков, с тем чтобы обеспечить уважение, защиту и соблюдение прав потребителей наркотиков.
Рекомендации
Государствам-членам ООН следует:
- Обеспечить доступность для потребителей наркотиков, в особенности находящихся в местах лишения свободы, всех мер по снижению вреда (перечисленных ЮНЭЙДС) и услуг по лечению от наркотической зависимости, в особенности опиоидной заместительной терапии;
- Декриминализировать или депенализировать хранение и употребление наркотиков;
- Отменять или постоянно изменять законы и политику, препятствующие предоставлению основных медико-санитарных услуг потребителям наркотиков, и рассматривать результаты осуществления инициатив в области правоохранительной деятельности в связи с контролем над наркотиками в целях обеспечения соблюдения обязательств в области прав человека;
- Вносить поправки в законы, нормативные акты и политику в целях расширения доступа к контролируемым основным лекарственным средствам.
Органам по контролю над наркотиками Организации Объединенных Наций следует:
- Учитывать вопросы прав человека в законах, политике и программах при осуществлении мер в рамках контроля над наркотиками;
- Поощрять расширение коммуникации и диалога между организациями системы Организации Объединенных Наций, заинтересованными вопросами воздействия употребления наркотиков и рынков, и политическими мерами и программами контроля над наркотиками;
- Рассмотреть возможность создания постоянного механизма, такого как независимая комиссия, посредством которого международные субъекты в области прав человека могут способствовать формированию международной политики в отношении наркотиков и контролировать национальное осуществление, при этом его основной целью считалась бы необходимость охраны здоровья и защиты прав человека потребителей наркотиков и общин, в которых они живут;
- Выработать руководящие положения, обеспечивающие указания для соответствующих субъектов в отношении применения основанного на концепции прав человека подхода к контролю над наркотиками, и разработать и опубликовать основанные на концепции прав человека показатели, относящиеся к контролю над наркотиками и праву на здоровье;
Рассмотреть вопрос о создании в долгосрочном плане альтернативных нормативных основ в отношении наркотических средств, построенных по такой модели, как Рамочная конвенция по борьбе против табака.