Секретный российский истребитель пятого поколения впервые выполнил пробежку по аэродрому в Комсомольске-на-Амуре.
По сути это начало летных испытаний давно обещанного компанией "Сухой" боевого самолета, известного только как Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА).
Агентство Интерфакс со ссылкой на "источник в авиапроме" сообщило, что опытный самолет был выкачен на взлетно-посадочную полосу (ВПП), летчик запустил двигатели и совершил пробежку, несколько раз осуществляя торможение. После разворота и обратной пробежки машину отбуксировали в ангар.
Собеседник агентства пояснил, что за испытанием наблюдали только специалисты авиационного предприятия КНААПО, где создается истребитель, а проход к ВПП был строго ограничен.
После нескольких повторных пробежек по аэродрому истребитель может подняться в воздух уже в январе, предположил источник информации.
Премьерская инспекция
В мае этого года вице-премьер России Сергей Иванов заверял, что летные испытания российского истребителя пятого поколения должны начаться до конца 2009-го, а серийное производство - в 2010 году.
Немногим ранее ход работ по проекту ПАК ФА проинспектировал на заводе "Сухого" и премьер Владимир Путин.
По словам Иванова, главе правительства показали несколько экземпляров самолета, находящихся "в стадии финальной сборки".
Однако журналистам они показаны не будут "по понятным причинам", сказал вице-премьер.
В конце августа о том, что опытный экземпляр ПАК ФА доставлен в Москву, где проходит испытания, сообщил главком ВВС России Александр Зелин.
"Ждите 2010 года"
Эксперты и журналисты решили, что истребитель продемонстрируют на проходившем в те же дни под Москвой авиасалоне МАКС-2009. Однако внешний вид самолета так и остался тайной за семью печатями.
Американский Raptor - единственный летающий образец истребителя пятого поколения
Гендиректор "Сухого" Михаил Погосян в интервью Би-би-си тогда сказал, что отсутствие ПАК ФА на МАКСе совершенно ничего не значит: "Мы говорили, что в этом году начнем испытания. Эти работы идут в соответствии с графиком. Готовьтесь к выставкам 2010 года".
Ввод в строй истребителя пятого поколения откладывался неоднократно.
В 2001-м году его обещали поднять на крыло через пять лет, в 2006-м. За год до истечения этого срока первый полет перенесли на 2007-м и так далее.
Вторая попытка "Сухого"
ПАК ФА разрабатывается для замены истребителей Су-27 и МиГ-29. Это первый принципиально новый боевой самолет, создаваемый в постсоветской России, и, если верить просочившимся в СМИ данным, первый, строящийся с использованием технологии "стелс".
Ранее конструкторы "Сухого" уже имели неудачный опыт строительства сверхсовременного истребителя.
Еще в 1997 году компания представила опытный образец самолета под условным индексом С-37 "Беркут", имевшего характеристики истребителя пятого поколения. Однако проект был закрыт, а самолет применяется в качестве базы для испытаний новых систем.
Истребителями пятого поколения в мире располагают только США (F-22 Raptor).
Однако в процессе испытаний американские конструкторы столкнулись с проблемой сочетаемости в самолете малой заметности, сверхзвуковой крейсерской скорости и высокой маневренности. Это не позволило принять самолет на вооружение.