-
Микалоюс Чюрлёнис
Микалоюс Чюрлёнис (Микалоюс Константинас Константино Чюрлёнис), родоначальник профессиональной литовской музыки, перешагнувший своим творчеством границы национальной культуры, родился (10) 22 сентября 1875 года в литовском городе Варена, вырос в Друскининкай, в семье органиста.
Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г.Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893).
Детство провёл в Друскининкае, где его отец был органистом, сыном вольного литовского крестьянина. Мать происходила из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. В семье будущего художника звали «Кастукас».
Когда у него проявились способности к музыке, он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского в Плунге (1889—1893), который, после ряда конфликтов, начал относиться к Кастукасу с большой симпатией. В этой школе и княжеском оркестре началась его профессиональная музыкальная карьера. Князь предложил Кастукасу поступить в Варшавский музыкальный институт (1894—1899) и обеспечил его стипендией. В 1899, после защиты диплома, Кастукас получил от князя в подарок пианино. Затем он написал симфоническую поэму «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Уехав в Лейпциг, он обучался там музыке в Лейпцигской консерватории (1901—1902).
После смерти князя Кастукас остаётся без стипендии и покидает Лейпциг, а осенью 1902 г. Едет в Варшаву. Здесь он учится живописи в рисовальной школе Я. Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у К. Стабровского в Варшаве. Его работы получают одобрение и ему предоставлена свобода в реализации своих замыслов. Около 1904 г.он вступает в Варшаве в общество взаимопомощи и руководит хором. Впервые экспонирует свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906-м его работы выставляются на выставке учеников Варшавского художественного училища в Петербурге.
Первый публичный и подчёркнуто положительный отзыв о его работе появился в газете «Биржевые ведомости» (№ 9266 за 1906 г). Это был «Покой».
Этот успех был хорошо принят в среде его соотечественников, поскольку им импонировало, что по происхождению он — литвин, хотя не знающий литовского языка.
В январе 1907 года в Вильнюсе создаётся первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников был Чюрлёнис. Это стало причиной его возвращения на родину.
В 1908-м живёт он в Вильнюс е, где руководит хором, часть времени проводит в родном доме в Друскининкае и Паланге. Ещё в 1905 г. он начинает пропагандировать «возрождение литовцев». Однако его намерения были встречены насторожённо и с возмущением. Соседям было непонятно, почему в его родном доме всегда весело, поскольку с детства в нём ежедневно звучала музыка.
Дзукия, где находится Друскининкай, почти не испытала классического средневековья и до XIV в (1387 г.)была страной языческой. И после, хотя здесь укрепилось католичество, в населении были широко распространены суеверия. Охотно воспринимались рассказы очевидцев, видевших в топке локомотива на станции Поречье некрупного дьявола. Появившийся в Друскининкае в 1908 г. автобус внушал ужас и, завидя его на дороге, жители предпочитали спрятаться в лесу. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. В этом же направлении действовало и польское духовенство.
В Вильнюсе Чюрлёнис знакомится с молодой начинающей писательницей, увлечённой идеей повысить уровень литовской национальной культуры, ставшей после замужества в 1909 году Софией Киманайте-Чюрлёнис (1886—1958)
Осенью 1908 года в Петербурге при содействии М. В. Добужинского проходила выставка «Салон», для участия в которой ранее неизвестный автор был приглашён Сергеем Маковским. Так Чурлянис вошёл в круг художников, позднее образовавших объединение «Мир искусства».В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чурляниса.
Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении, как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных контактов со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводящей знакомые пейзажи. Подняться на более высокий культурный уровень они не желали, да и просто не были в состоянии.
Помимо этого он испытывает нужду. Нехватало денег на краски, и он временами должен был собирать на полу их крошки.
В 1909 году Чюрлёнис с воодушевлением взялся за свою наиболее масштабную работу — занавес для общества «Рута» размером 4х6 м. Он собственноручно загрунтовал холст и расписывал его со стремянки. Но его труд оказался непонятым, что стало серьезным ударом по психике автора.[2]
К весне 1910 г. его состояние здоровья ухудшилось, и он был помещён в Пустельниковскую нервную больницу под Варшавой.
К тому времени Чюрлёнисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».
Микалоюс Чюрлёнис умер (28 марта) 10 апреля 1911 года в возрасте 35 лет, в санатории неподалеку от Варшавы, после тяжелой болезни, вызванной нервным расстройством
-
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо New Day Rising за это сообщение:
AK47 (14.11.2010), Purple (14.11.2010), _Andruha_ (14.11.2010)
Метки этой темы
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
Правила форума