Найти на форуме:
Loading




+ Ответить в теме
Показано с 1 по 10 из 10

Тема: Иероним Босх

  1. #1
    Gray
    Гость

    По умолчанию Иероним Босх

    Биография Иеронима Босха

    Босх принадлежал к роду потомственных художников; один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски); сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Из сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь 7 подписаны и ни одно не датировано художником. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды.Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж); в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Доминирует чувство мучительной тревоги за абсурдное состояние человечества, погрязшего во всяческой скверне. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой, и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания.Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках, — наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например, изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость.В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Живописные лессировки одновременно удивительно изысканны, а самое главное — сквозь весь морок проступает воля к самопознанию, обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Иероним в покаянии», Музей изобразительных искусств, Гент; и другие), где пейзаж, та же стихия на наших глазах «умиряется» от переднего плана к далям, словно демонстрируя плоды напряженной нравственной борьбы.Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой; земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана.Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть.Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма; во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой.Философская насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Подготовив своими бытовыми и пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи 17 в., он в то же время оказался дальним предтечей модернистско-авангардной поэтики абсурда.

    P.s. От себя добавлю,что считаю Босха одним из самых лучших художников ренесанса,впервую очередь потому,что в отличии от своих современников-коллег,Босх показывал не тело человека,а его душу,в самом её естественном и реальном виде на то время...
    Последний раз редактировалось Gray; 02.03.2008 в 16:28.

  2. #2
    Gray
    Гость

    По умолчанию Сад земных наслаждений

    Сад земных наслаждений (фрагмент картины снаружи): Третий день творения
    Дерево, гризайль

    Этот триптих, известный также под названием "Земной рай" - главная и самая известная работа Босха. Именно ее, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. "Уникальное" - затертое слово, но по силе и оригинальности образов Босху не было и нет равных. Хотя, возможно, и верно, что высокая оценка его творчества в наши дни не совпадает с оценкой современников; есть непреходящее очарование в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. Как и в случае с триптихом "Страшный суд", глядя на гризайлевые изображения с внешней стороны, зритель еще не ведает какое буйство цвета и образов скрывается внутри. Здесь же в хмурых тонах изображен Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней еще нельзя встретить ни людей, ни животных.
    Миниатюры Миниатюры Иероним Босх-third_day-jpg  

  3. #3
    Gray
    Гость

    По умолчанию Воспарение в эмпиреи

    Воспарение в эмпиреи
    Дерево, масло

    На этом изображении пути в Рай души праведников устремлены к Богу. Мысли о загробной жизни чрезвычайно волновали умы в средние века. Картины Босха подробно живописуют путь душ, отправляемых в Рай или Ад. Души блаженных вначале проходят испытание в Чистилище и лишь затем возносятся в Рай. На этой впечатляющей картине души избранных уносят ввысь ангелы, восторженно устремившие взоры к пробивающемуся в туннель свету. Раньше считали, что картины, посвященные Раю, были частью триптиха, но теперь исследователи отказались от такого предположения.
    Миниатюры Миниатюры Иероним Босх-empirei-jpg  

  4. #4
    Gray
    Гость

    По умолчанию Страшный суд

    Страшный суд (наружная сторона левой створки): Святой Иаков Старший
    Дерево, гризайль

    Странник на дороге жизни, святой Иаков старший, изображен с символическими атрибутами: посохом и широкополой шляпой, украшенной раковиной. Св. Иаков, брат Иоанна Богослова, стал первым мучеником среди апостолов (44 год н.э.). По преданию, его тело перевезли из Иерусалима в Испанию, где поместили в раке в церкви Сантьяго де Компостела, ставшей одним из мест паломничества в Средневековье. Детали пейзажа на заднем плане несут большую смысловую нагрузку: вверху слева напоминают верующим о смерти как о наказании: посредине слева - о долгом и трудном пути хромых, слепых и увечных; справа - предостерегают о том, что на дороге жизни встречаются грабители и убийцы. Эта картина написана гризайлью - живописью, выполненной оттенками одного цвета, чаще всего серого, что создает впечатление скульптурной объемности. Закрытый триптих сливался с окружающими скульптурами, ничто не указывало на красочные страшные образы внутри.
    Миниатюры Миниатюры Иероним Босх-st_jackov1-jpg  

  5. #5
    Gray
    Гость

    По умолчанию Сад земных наслаждений

    Сад земных наслаждений (правая створка): Ад
    Дерево, масло

    Это изображение Ада - самое сильное у Босха по воздействию и яркой образности. Преобладают сумрачные тона, большинство деталей появляются на этой картине впервые. На картине можно заметить анальный секс, мастурбацию, испражнение, расчленение тела. Каждый грех будет наказан: ленивого и праздного в постеле терзают черти, чревоугодник изрыгает пищу; тщеславная гордячка любуется своим отражением в зеркале, подставкой для которого служит зад отвратительного беса.
    Миниатюры Миниатюры Иероним Босх-hell_2-jpg  

  6. #6
    Gray
    Гость

    По умолчанию Увенчание тернием

    Увенчание тернием
    Дерево, масло

    Книга Фомы Кемпийского "О подражании Христу", написанная в начале Xv века, стала одним из самых авторитетных и популярных руководств по воспитанию христианской морали. Как явствуется из названия, каждому христианину предписывалось подражать Иисусу в спокойствии и невозмутимости перед лицом зла. Сцены Страстей Господних включают в себя увенчание тернием и поношение Иудейского царя. На этой картине Иисус окружен четырьмя мучителями, на которых он не обращает внимания. спокойный, задумчивый взгляд, устремленный прямо на зрителя, как будто подтверждает, сколь мало значимы физические мучения. Босх, вероятно, был уже в зрелом возрасте, когда произведение Фомы Кемпийского получило широкую известность. Утверждают, что "Увенчание тернием" в точности передает главную идею книги. Как и "Несение креста", картина имеет малую глубину изображения; фигуры, показанные крупным планом, теснятся, что дает максимальный изобразительный эффект. Персонажи предстают в средневековой одежде, что характерно для большинства работ той эпохи.
    Миниатюры Миниатюры Иероним Босх-jesus-jpg  

  7. #7
    Gray
    Гость

    По умолчанию Искушение святого Антония

    Искушение святого Антония
    Дерево, масло

    Святой Антоний родился в Египте приблизительно в 250 году. В зрелом возрасте он продал свое имение и удалился в египетскую пустыню, где двадцать лет прожил отшельником, предаваясь духовному созерцанию в развалинах на вершине холма. В 305 году его уговорили прервать отшельничество, и он основал первый монастырь. Таким образом, Антоний стоит у истоков монашества. Отшельничество, впрочем, не уберегло его от искушений всех смертных грехов, но упорное борение святого восхищало Босха и его современников. На картине коленнопреклоненный святой Антоний стоит у алтаря в окружении персонификаций смертных грехов, которые изображены с неповторимой изобретательностью, свойственной позднему Босху. Уже столетним старцем святой Антоний посетил Александрию, участвовал в диспуте с арианами, но в предчувствии смерти вернулся в свою обитель, где умер в 356 году.
    Миниатюры Миниатюры Иероним Босх-st_antony-jpg  

  8. #8
    Gray
    Гость

    По умолчанию

    Дерево, масло

    Жизнь святого Иакова Старшего окутана мифами. Среди сказаний о святом в средние века была особенно популярна легенда о чародее Гермогене, чьи чары Иаков рассеял, явив чудеса подвижничества. Вкратце история такова. Когда Иаков проповедовал Евангелие, к нему пришел ученик Гермогена, посланный, чтобы сбить его с толку. Но Иаков обратил его в христианство. Разгневанный чародей попытался заколдовать отступника, а тот воззвал к Иакову. Иаков рассеял чары, тогда Гермоген послал бесов, чтобы те смутили святого. В конце концов после долгих перипетий Иаков обратил в христианскую веру и Гермогена, явившего миру многие чудеса. Поучительная история, доказывающая силу святых на заре христианства. Правдоподобие окружающей обстановки и костюмов демонстрирует средневековую веру в реальность бесовского мира. Сидящий на троне чародей беседует с демонами; вверху слева видны святой Иаков, его ангел и бегущие прочь бесы.
    Миниатюры Миниатюры Иероним Босх-st_jackov-jpg  

  9. #9
    Gray
    Гость

    По умолчанию Любовная пара

    Любовная пара (фрагмент центральной части триптиха Сад земных наслаждений)
    Дерево, масло

    Из всех больших триптихов центральная часть "Сада земных наслаждений" особенно изобилует деталями и символикой, главным образом, сексуальной. Многие символы до сих пор непонятны, несмотря на настойчивые изыскания исследователей за последние 500 лет. Тем не менее, каждая деталь дает пищу размышлений. Некоторые символы встречались и прежде: сова, переспелые экзотические фрукты, фаллические рыбы, мерзкие крысы. Вожделение - смертный первородный грех; здесь о нем говорят чуть ли не все детали: любовные ласки в пузыре, человек, который держит свои гениталии, а из них вырастает тронутая гниением ягода малины; птицы - символы устремленности ввысь, легко взмывающие в небо и вместе с тем часто поддающиеся смятению и тревоге.
    Миниатюры Миниатюры Иероним Босх-lovers-jpg  

  10. #10
    Gray
    Гость

    По умолчанию Несение креста

    Несение креста
    Дерево, масло

    На этой картине, напоминающей кинематографический крупный план, Босх эффектно воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно окарикатуривает образы. Лишь двое - Христос и святая Вероника сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Глядя на разноликую злобную толпу, еще больше сочувствуешь тихой покорности Христа. Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе с Иисусом: в нижнем правом углу один, ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей; в верхнем правом углу - другой разбойник - измученный страданиями, раскаивающийся. Над ними насмехается первосвященник с исключительно мерзкой физиономией. Добротный рисунок и чувство света позволяют считать, что работа относится к позднему периоду творчества Босха.
    Миниатюры Миниатюры Иероним Босх-christ-jpg  

+ Ответить в теме

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
Херсонский ТОП   Рейтинг@Mail.ru МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112