Автопортрет с отрезанным ухом
Биография
Винсент ван Гог родился в 11 часов утра 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидер-ландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор ван Гог, протестантский пастор, а матерью - Анна Корнелия Карбентус, дочь по-чтенного переплетчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из се-ми детей Теодора и Анны Корнелии. Имя свое он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребенка Теодора и Анны, ко-торый родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Вин-сент, хотя и был рожден вторым, стал старшим из детей.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодор ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры - Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребенка со "странными манерами", что было причиной его частых наказаний. По сло-вам гувернантки, было в нем что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера - был тихим, серьезным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, друже-любным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребен-ком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошел в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернанки. 1 октября 1864 года он уезжает в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он на-чинает обучение в другом интернате - колледже Виллема II в Тилбурге. Вин-сенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Вин-сент неожиданно бросает школу и возвращается в отчий дом. На этом закан-чивается его формальное образование. О своем детстве он вспоминает так: "Мое детство было мрачным, холодным и пустым..."
В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в Гаагский филиал круп-ной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого яв-ляется его дядя Винсент ("дядя Цент"). Там он получает необходимое обуче-ние в качестве дилера. В июне 1873 года его переводят в Лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начинает разбираться в живописи и ценить ее. Помимо этого, он по-сещает городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В Лондоне Винсент становится успешным дилером, и в во-зрасте 20 лет зарабатывает уже больше, чем его отец. Здесь же он влюбляется в дочь хозяйки дома, у которой он снимает комнату, Урсулу Лойер, но когда Винсент признается ей в своих чувствах, она отвергает его, объясняя это тем, что она уже помолвлена. Это событие потрясло и разочаровало Винсента; постепенно он теряет интерес к своей работе и обращается к Библии. В 1874 году Винсента переводят в Парижский филиал фирмы, но после трех месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него идут все хуже, и в мае 1875 он опять переводится в Париж. Здесь он посещает выставки в Салоне и Лув-ре. В конце марта 1876 года его увольняют из фирмы Goupil & Cie. Движи-мый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решает стать священником.
В 1876 году Винсент возвращается в Англию, где он нашел неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В июле Винсент перехо-дит в другую школу - в Айслворте (под Лондоном), где он выполняет работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент читает свою первую пропо-ведь. Его интерес к Евангелию растет и он загорается идеей проповедовать беднякам.
На Рождество Винсент едет домой, и родители уговаривают его не возвра-щаться в Англию. Винсент остается в Нидерландах и в течение полугода ра-ботает в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа ему не по душе; боль-шую часть времени он проводит, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стре-мление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 в Амстер-дам, где он поселяется у своего дяди - адмирала Яна ван Гога. Здесь он усе-рдно занимается под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважае-мого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровывается в учебе, бросает свои занятия и в июле 1878 уезжает из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направляет его в Протестантскую миссионе-рскую школу в Лакене под Брюсселем, где он проходит трехмесячный курс проповеди.
В декабре 1878 его направляют на полгода миссионером в Боринаж, бедный шахтерский район на юге Бельгии. Видя нищету и безысходное положение шахтеров и их семей, Винсент отказывается от всех удобств и живет под стать шахтерам. Он спит на полу в полуразвалившейся, почти не отапливае-мой лачуге, живет впроголодь, раздает свое имущество нуждающимся и тра-тит свое жалованье на лекарства и еду для шахтеров. Руководство церкви шокировано таким непомерным участием Винсента в жизни шахтеров и не-медленно освобождает Винсента от миссионерской деятельности за то, что он "подрывает достоинство духовенства". Несмотря на распоряжение, Вин-сент, слабый и больной, все-таки продолжает миссионерскую деятельность.
В 1880-х обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Крестьянка», 1885, Государс-твенный музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло; «Едоки картофеля», 1885, Госу-дарственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздаёт гнетущую атмос-феру психологической напряжённости.
В 1886—1888 Ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетичес-кие произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала свет-лой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», 1887, Государственный музей Винсента ван Гога, Амс-тердам; «Папаша Танги», 1887, Музей Родена, Париж).
В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своео-бразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих со-лнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государс-твенный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминаю-щих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, частное собрание, Нью-Йорк); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движе-нием не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Напряжённая работа Ван Гога в последние годы сопровождалась приступами психической болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889—1890) и в Овер-сюр-Уаз, где он покончил жизнь самоубийством 27 июля 1890 года, смертельно ранив себя выстрелом из пистолета. По словам брата Тео (Theo), который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).
В возрасте 35 лет Винсент ван Гог бритвой лишил себя уха. Произошло это в пылу ссоры с Полем Гогеном.
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков
Автопортрет с отрезанным ухом
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков
Как художник
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков
"Звёздная ночь"
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков
"Подсолнухи"(1888)
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков
С забинтованным ухом
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков
"Розовые розы"
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков