Пролог первой части «Олимпии» известен: на экране видны руины Акрополя, затем камера показывает отдельные головы античных атлетов и богинь, плавно переходя на скульптуру дискобола работы Мирона, а с неё осуществляется переход к «живому изображению» обнажённых атлетов, которые на море в замедленной съёмке представляют такие античные соревнования как метание диска, копья и ядра. Далее зритель видит обнажённых гимнасток, движениями которых, античность, через зажжение олимпийского огня и эстафету факелоносцев, несущих огонь через Грецию, переносится в современность — на Олимпийский стадион Берлина 1936 года. Но и во второй части «Олимпии» имеется пролог: утренний лес, в котором бегуны по пересечённой местности, словно тени, возникают перед зрителем и обнажёнными прыгают в воду, сауна, блестящие тела атлетов, берёзовые веники, смеющиеся лица под душем. Но ещё более известным является конец фильма: прыжки в воду у мужчин, которые переходят в невесомый полёт в небо. Затем на экране возникает олимпийский стадион весь в огнях, слышен колокольный звон, видны олимпийский огонь и украшенные лавровыми ветвями флагштоки, которые склоняются друг к другу. Олимпийские знамёна и «Храм света», созданные Альбертом Шпеером, любимым архитектором фюрера, являются финалом фильма.
В обеих частях «Олимпии» друг друга сменяют такие операторские приёмы, как репортажные панорамы, замедленное воспроизведение, панорамирование, пассажи с видом снизу, с субъективной камеры, параллельная съемка с нескольких камер. Основная смысловая нагрузка при монтаже была возложена на символическое возвышение, что было сделано с помощью оптических переходов, а также на эмоциональную музыку и на напряжение, возникающее в момент спортивного состязания, как у спортсменов, так и у болельщиков. Монтаж создаёт прямые зрительные связи между волей к победе немецких олимпийцев и аплодисментами Гитлера (или Геббельса и Геринга). Другими приёмами монтажа являются: импрессионистский монтаж тела в полёте (прыжки с шестом и в воду); монтаж беспрецедентной по накалу борьбы сцены в марафонском беге между покидающими тело силами (движения ног в замедленном воспроизведении) и огромной волей (сцены улиц в ускоренном воспроизведении и с динамичной музыкой); силуэты на земле (фехтование); а также переходы между музыкально иллюстрированными пассажами и частями, в которых присутствуют комментарии диктора и зрительская реакция на то, что происходит на арене. Комментарий к немецкой версии фильма риторически подчёркивает аналогию между спортивной борьбой и военными действиями.
Лени Рифеншталь, которая в «Олимпии» не обошла стороной выдающийся успех американских, причём даже чернокожих атлетов, надеялась на кассовый успех фильма в Штатах. И действительно, кинокомпания «Метро-Голдвин-Майер» пригласила её в 1938 году посетить США. В ноябре 38-го года Рифеншталь приезжает с «Олимпией» в Америку. Однако в день её приезда в США, из Европы приходит известие о еврейских погромах в течение, так называймой, «Хрустальной ночи», которая имела место в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии. Реакция американской общественности последовала незамедлительно — «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гуардия (Fiorello LaGuardia) и Комитет киноактёров (Motion Picture Artists Committee) призывают к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь. В Голливуде появляются антирифеншталевские плакаты. Но, не смотря на это, Рифеншталь встречается с режиссёрами Кингом Видором и Уолтом Диснеем, а также с отцом американского автомобилестроения Генри Фордом, известного также по своей книге антисемитского содержания «Мировое еврейство». В Британии, следуя примеру Штатов, также отказались от показа «Олимпии». Однако позже — в 1956 году — голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти самых лучших фильмов мира. «Олимпия» явилась образцом для многих спортивных фильмов и репортажей и предвосхитила многочисленные технические новшества в киноиндустрии.
В 1958 году Лени создаёт новую редакцию фильма, и он выходит в ограниченный прокат в Берлине, Бремене и Гамбурге. Вторая часть «Олимпии» (первоначально — «Праздник красоты») переименовывается в «Богов стадиона». Однако проект ожидало кассовое фиаско. В 1967 году Рифеншталь в Мюнхене создаёт ещё одну версию, теперь уже англоязычную, фильма, которая должна быть показана по «13-му каналу» в канун Олимпийских игр в Мехико.
Лени Рифеншталь и нацизм
Лени Рифеншталь в 1936 была на встрече у дуче — фашистского вождя Италии.
Тот факт, что во время того, как американская общественность и лично мэр Нью-Йорка выражали протест против еврейских погромов в Германии, Лени Рифеншталь встречается с американским миллионером Генри Фордом, известным также своей антисемитской книгой «Мировое еврейство», свидетельствует об антисемитизме Лени.
Лени Рифеншталь не ограничилась съемками документально-постановочных и откровенно пропагандистских фильмов про военную машину вермахта, национал-социалистическую партию, снимая главных лиц Третьего рейха и таких идейных вдохновителей, как Гитлер, Борман и Геббельс. В 1939 году, Лени Рифеншталь, будучи уже фотожурналисткой, снимала вторжение Германии в Польшу, а в 1940 начала снимать фильм «Низина» (Tiefland), немузыкальную киноверсию оперы Эжена д'Альбера. Для одного из эпизодов она использовала заключенных цыган из концлагеря (см. Геноцид цыган). Фильм был завершен в 1944 году, но победа союзников задержала выход картины. В свете этих фактов ее слова о том, что она слишком поздно разглядела зло в Гитлере выглядят натянутыми.
Нацистская пропаганда не могла не воспользоваться несомненно ярким талантом Рифеншталь, но и Рифеншталь не могла не использовать нацистов для своей карьеры. Сотрудничество с нацистами, пропаганда нацизма, в конечном итоге и погубило Лени Рифеншталь как кинорежиссёра; долгое время спустя после падения Третьего Рейха она не могла ничего снять, ее имя находилось под негласным запретом.
Сама Рифеншталь всегда видела себя как аполитичного деятеля искусства, который в то время не осознавал всей чудовищности фашистского режима. Цитата: «Я никогда не опровергала того факта, что была под властью личности Гитлера. Однако то, что я слишком поздно увидела в нём зло, без сомнения является моей виной или ослеплением» («Nie habe ich bestritten, dass ich der Persönlichkeit Hitlers verfallen war. Dass ich das Dämonische zu spät in ihm erkannt habe, ist zweifellos Schuld oder Verblendung», 1949).
Военные впечатления
В 1939 году Рифеншталь оканчивает курсы фронтовых корреспондентов. Однако зверства нацистов в Польше привели её в ужас. Поэтому, когда осенью 1944 года ей предложили снять фильм о Линии Зигфрида — оборонительной линии против союзников — она отказалась от съёмок. Вследствие этого она поссорилась с Геббельсом и имперской Палатой по делам культуры, которые больше никогда не давали ей средства на съёмки. Однако же, Рифеншталь никогда не отмежёвывалась от национал-социалистов.
Факты из личной жизни
Во время съёмок «Низины» Лени знакомится с лётчиком Петером Якобом (Peter Jacob), с которым 21 марта 1944 года в Кицбюеле она сочетается браком. В этом же году она в последний раз встречается с Адольфом Гитлером в его резиденции Бергхоф, а на русском фронте погибает её брат Хайнц (сосланный на восточный фронт за антинацистские настоения). Последние съёмки «Низины» состоялись в Праге. Незадолго до конца войны к ней в Кицбюель приезжает мать. В апреле 1945 года Лени Рифеншталь была взята в плен американскими оккупационными войсками.
Нереализованные и неоконченные проекты
Пентезильи
Вернувшись в Европу, Рифеншталь читает лекцию в Париже на тему «Является ли кино искусством?». В 1939 для съёмок «Пентезильи» она основывает собственную кинокомпанию «Leni Riefenstahl Film GmbH». Рифеншталь работает над сценарием и также занимается подготовительными работами к съёмкам. Однако работа прерывается 1 сентября 1939 года из-за начала Второй мировой войны. Она сама и сотрудники её кинокомпании поступают в действующую армию в качестве военных корреспондентов для освещения военных действий в Польше. Жестокие убийства солдатами вермахта польских гражданских лиц в городе Конские приводят её в ужас, и она отказывается от дальнейшей работы. По утверждению самой Рифеншталь, она также написала жалобу на действия военных в соответствующую инстанцию.
[править]
Низина
Она начинает переговоры с кинокомпанией «Tobis» о производстве «Низины» и вместе с Харальдом Райнлем (Harald Reinl) работает над сценарием фильма. В 1940 году запланированные натурные съёмки в Испании из-за войны переносятся в Германию. Однако чтобы воссоздать дух Испании, в качестве статистов на съёмочную площадку приглашаются 68 цыган из расположенного поблизости концентрационного лагеря Максглан под Зальцбургом. Впоследствии многие из этих «неарийских» статистов погибли от непосильного труда в лагере или были расстреляны. В «Низине» Рифеншталь выступала не только как режиссёр, но и как исполнительница главной роли. Однако работа над фильмом замораживается из-за болезни Рифеншталь. Только в 1943 году состоялись последние натурные съёмки, но уже в Испании. Финансирование съёмок осуществляется имперским министерством экономики по личному распоряжению Гитлера. После окончания съёмок Лени Рифеншталь перевозит большую часть отснятого материала из Берлина в Кицбюель.
[править]
Киностудия
В новой гитлеровской столице мира — Германии, было запланировано строительство киностудии Рифеншталь площадью 26.000 м².
[править]
Послевоенное время: фото- и киносъемки природы
В период с 1949 по 1987 годы состоялось несколько судебных процессов по поводу насильственного привлечения цыган из лагеря Максглан к съёмкам в фильме «Низина» во время фашистской диктатуры. В некоторых из них Лени Рифеншталь была обвиняемой. В ходе всех процессов причастность Рифеншталь к насильственному привлечению цыган к съёмкам была названа клеветой.
Запрет на работу кинорежиссёра и только один-единственный смонтированный после войны фильм — «Низина» наконец-то вышла в прокат в 1954 году, способствуют тому, что Лени Рифеншталь увлекается фотографией. В 1956 году в возрасте 52 лет она впервые совершает поездку в Африку. Её путевые впечатления, выраженные в снимках, были опубликованы в ведущих мировых СМИ — «Штерне» (Stern), «Санди Таймс» (The Sunday Times Magazine), «Пари Матче» (Paris Match), «Европейце» (L’Europeo), «Ньюсвике» (Newsweek), «Сане» (The Sun). Позже, в период между 1962 и 1977 годами она с фотоаппаратом не один раз пересекает нубийскую пустыню, запечатлевая на плёнку жизнь нубийских племён. В 1973 году в свет вышел фотоальбом «Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году следующий фотоальбом «Нубийцы из племени Кау».[2]
Нужно отметить, что именно Лени Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики во всем мире — после её фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки.
В возрасте 71 года в 1974 году Рифеншталь впервые совершает погружение с аквалангом, естественно, с камерой для подводной съёмки. За последние три десятилетия своей жизни она совершает более двух тысяч погружений. Так начался новый этап в творчестве Рифеншталь-фотографа — съёмки подводного мира. Результатом её многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Подводные впечатления».
В 1975 году ее фотоальбомы были объявлены «лучшей работой в области фотографии».
В 2002 году Рифеншталь продюссирует фильм «Подводные впечатления» (нем. Impressionen unter Wasser)
В 1986 году в свет вышла её книга мемуаров, которая была издана в 13 странах, а в Америке и Японии ставшая бестселлером.
Последние годы жизни
Её последняя актёрская работа — снятый в 1993 году фильм «Сила образов». Этот фильм получил премию «Эмми» и специальный приз кинокритиков в Японии. В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне наконец-то вручает ей Золотую медаль берлинских Олимпийских игр 1936 года (хотя медаль и была присуждена ей ещё в далёком 1938 году, однако получить её она долгое время не могла).
В 2002 году Лени Рифеншталь празднует свой столетний юбилей в кругу множества звёзд (среди прочих, например, Зигфрид и Рой). В этом же году посетила Россию.
8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 2250 в своём собственном доме в городке Пёкинг, что на Штарнбергском озере. Её спутник жизни, 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мига не отходил от неё.
У Рифеншталь не было детей, о чём она сожалела.
12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище «Вальдфридхоф» (Waldfriedhof).
Фильмография
Режиссёрские работы
1932: «Das blaue Licht» — «Голубой свет»
1933: «Der Sieg des Glaubens» — «Победа веры»
1935: «Triumph des Willens» — «Триумф воли»
1935: «Tag der Freiheit! — Unsere Wehrmacht!» — «День свободы! — Наш вермахт!»
1938: «Olympia» — «Олимпия»
Teil 1: «Fest der Völker» — часть первая «Праздник народов»
Teil 2: «Fest der Schönheit» — часть вторая «Праздник красоты»
1954: «Tiefland» — «Низина»
2002: «Impressionen unter Wasser» — «Подводные впечатления»
2003: «Ein Traum von Afrika» - «Мечта об Африке» снят по материалам архивов Лени Рифеншталь, режиссёр Рей Мюллер
[править]
Актёрские работы
1925: «Wege zu Kraft und Schönheit — Ein Film über moderne Körperkultur» — «Путь к силе и красоте — фильм о современной физической культуре»
1926: «Der heilige Berg» — «Священная гора», режиссёр Арнольд Фанк
1927: «Der große Sprung» — «Большой прыжок», режиссёр Арнольд Фанк
1928: «Das Schicksal derer von Habsburg» — «Судьба того самого Габсбурга», режиссёр Рудольф Раффе
1929: «Die weiße Hölle vom Piz Palü» — «Белый ад Пиц Палю», режиссёры Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст
1930: «Stürme über dem Montblanc» — «Бури над Монбланом», режиссёр Арнольд Фанк
1931: «Der weiße Rausch — neue Wunder des Schneeschuhs» — «Белое безумие — новое лыжное чудо», режиссёр Арнольд Фанк
1932: «Das blaue Licht» — «Голубой свет»
1933: «SOS Eisberg» — «SOS — айсберг», режиссёр Арнольд Фанк
1954: «Tiefland» — «Низина»
1993: «Die Macht der Bilder» — «Сила образа», режиссёр Рей Мюллер
2003: «Leni Riefenstahl — Ein Traum von Afrika» — «Лени Рифеншталь — мечта об Африке», режиссёр Рей Мюллер
Продюсерские работы
1932: «Das blaue Licht» — «Голубой свет»
1933: «Der Sieg des Glaubens» — «Победа веры»
1934: «Triumph des Willens» — «Триумф воли»
1938: «Olympia» — «Олимпия»
Teil 1: «Fest der Völker» — часть первая «Праздник народов»
Teil 2: «Fest der Schönheit» — часть вторая «Праздник красоты»
1954: «Tiefland» — «Низина»
2002: « Impressionen unter Wasser» — «Подводные впечатления»
[править]
Нереализованные проекты
1933: «Mademoiselle Docteur» — «Мадмуазель доктор»
1939: «Penthesilea» — «Пентезилья»
1943: «Van Gogh» — «Ван Гог»
1950: «Der Tänzer von Florenz» — «Танцовщик из Флоренции»
1950: «Ewige Gipfel» — «Вечные вершины»
1950—1954: «Die roten Teufel» — «Красные дьяволы»
1955: «Kobalt 60» — «Кобальт 60»
1955: «Friedrich der Große und Voltaire» — «Фридрих Великий и Вольтер»
1955: «Drei Sterne am Mantel der Madonna» — «Три звезды на плаще Богородицы»
1955: «Sonne und Schatten» — «Солнце и тени»
1955—1956: «Die schwarze Fracht» — «Чёрный груз»
1957: «Afrikanische Symphonie»- «Африканская симфония»
1959—1960: «The blue Light» — «Голубой свет» (на английском)
1961: «Der Nil» — «Нил»
1962—1963: «Afrikanisches Tagebuch» — «Африканский дневник»
1964—1975: «Allein unter den Nuba» — «Одна среди нубийцев»