Отнимать квартиры будут по закону
"Вам необходимо немедленно оплатить услуги охраны!" - этим возгласом мою маму будили каждое утро некие сотрудники ТСЖ, не желавшие представляться. Возглас был тем более странным, что услуги охраны включены в счет квартплаты, которая регулярно нами вносится. Да и никакого ТСЖ в маминой новостройке нет. Понадобилась моя ночевка для того, чтобы поймать звонок таинственных "сотрудников". Выяснилось, что при составлении телефонной базы их секретарша ошиблась на одну цифру. Но я не буду верить в это объяснение, если будет принят закон "О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами", который сейчас рассматривает Госдума. И вот почему. Законопроект предусматривает выселение граждан из квартир, принадлежащих им на правах собственности, в случае если они не платят за услуги ЖКХ более шести месяцев. Сторонники этой меры кивают на то, что такое же положение действует и в отношении жильцов муниципальных квартир. Закон просто уравняет неплательщиков, говорят они, и добросовестным гражданам больше не придется платить за "забывчивого" соседа. На самом деле, разница между выселением из муниципальной квартиры и из приватизированной или коммерческой есть. В первом случае должнику обязаны предоставить иное жилье "по санитарным нормам", а освободившаяся квартира передается очередникам. В предлагаемом законопроекте приватизированная квартира будет выставлена на торги, и после ее продажи бывшему владельцу выплатят деньги, оставшиеся после погашения задолженности. При этом стоит учесть, что есть немало примеров, когда многомиллионные объекты на торгах продавались за смешные копейки – и это не противоречит закону, так как у судебных исполнителей нет задачи продать по рыночной цене, они обязаны лишь сделать это побыстрее.
И вот представьте себе ситуацию: есть шикарная квартира... да нет – есть просто квартира, которая кому-то приглянулась. Вдруг выясняется, что ее владелец уже шесть месяцев с гаком не платит за коммуналку. В суд он тоже не является, что никоим образом не мешает (таков закон) принять решение о продаже квартиры для покрытия задолженности – ну, скажем, в 20 тысяч рублей. Судебный пристав пытается попасть в квартиру, однако хозяин так и не объявляется, поэтому опись квартиры проводится без него. Наконец, квартира продается – за миллион рублей. Дешево, говорите? А что вы думали – кризис, нет покупателей, а бедным коммунальщикам без этих 20 тысяч совсем плохо... После продажи квартиры бедные коммунальщики становятся богаче на 20 тыс. руб., судебные исполнители – на процент от проданного имущества, а для бывшего ее владельца откладывается оставшаяся после всех трат, включая судебные издержки, сумма.
Проходит полгода, и в милицию является очумевший гражданин, который заявляет, что в его квартиру вот прямо сейчас вселяется какой-то бандит, утверждая, что он ее купил. После недолгого разбирательства выясняется, что "бандитская рожа" права на 100%, ибо является покупателем данной квартиры у другого гражданина. Который, в свою очередь, купил ее у третьего. А вот тот третий – он ее приобрел на торгах. После чего гражданин, который бывший владелец, выясняет, что он был злостным должником по квартплате, и его полгода назад разыскивали с собаками.
В результате долгого разбирательства с обращениями к президенту и премьеру, "выселенец" добивается правды. Оказывается, задолженность фальшивая (в домоуправлении бьют себя пятками в грудь и утверждают, что виноваты во всем "компьютерный сбой" и дура-бухгалтер, которая давно уволена), повестки в суд не приходили (почта тоже бьет себя пяткой в грудь и уверяет, что та почтальонша давно уволена), судебный пристав тоже (и он, представьте себе, давно уволился!). Короче, явное мошенничество. О чем гражданина и уведомляет прокуратура с обещанием найти и покарать виновных.
Чего прокуратура не может, так это вернуть квартиру гражданину. И никто не может. Потому что даже в случае признания мошенничества вернуть квартиру нельзя: последний ее покупатель является добросовестным приобретателем. Ну, такой закон. Гражданин, ставший бомжом, волен забрать оставшиеся от продажи квартиры деньги и на них долго и безрезультатно пытаться взыскать через суд ущерб с виновных – если их найдут...
Думаете, эта история с вами не произойдет? А зря. За последнее время я неоднократно оказывалась должником поневоле. То компания, эксплуатирующая в нашем доме телеантенну, потеряла мое заявление об отказе от данной услуги и требует заплатить за три года (между прочим, я даже передала долг в 700 руб. коллекторскому агентству). То ЕИРЦ ошиблось, и я оказалась должна теплосетям опять же за три года. То, что у меня на руках были все квитанции с отметкой об оплате, роли не играло. "А у нас в компьютере вы должны", - заявили мне в теплосетях. Тоже, между прочим, пришлось идти в суд. Я не исключение: за последние годы почти у всех моих знакомых хоть раз, да были недоразумения с оплатой "коммуналки". Более того: коммунальщиков нередко ловили на том, что их данные о должниках и задолженности не соответствуют действительности.
А теперь представьте себе, что будет с подобными "долгами" после принятия закона. Вы уверены, что успеете узнать о задолженности вовремя? Это удивительно: в условиях, когда в ЖКХ полный бардак и с тарифами, и с контролем оплаты; когда о неправедных судах говорится уже с самых высоких трибун; когда аукционы по продаже имущества регулярно оказываются скандальными – предлагается закон, по которому право гражданина на собственное жилье будет зависеть исключительно от добросовестности тех самых сотрудников ЖКХ, судов и организаторов торгов.
Авторы законопроекта говорят, что заботятся о тех, кто вынужден платить за соседа-неплательщика. Но, чтобы позаботиться об этом, достаточно сделать две вещи. Во-первых, запретить коммунальщикам "раскидывать" задолженность (равно, как и перерасход воды, тепла и т.д.) на тех, кто платит: есть коллекторы, есть суды, пусть обращаются к ним. Во-вторых, вернуть систему пеней за просрочку оплаты. Такая система существовала в советские времена, прекрасно дисциплинируя "забывчивых" и именно после ее отмены появилась проблема должников. Почему эта простая идея не пришла в голову авторам закона?