Динамика новых вакансий
2009 год, прошедший под лозунгом экономии и оптимизации для многих компаний, показал равномерный приток вакансий на рынок труда "белых воротничков". Всплеск найма персонала был отмечен только весной. Наибольший рост предложений зафиксирован в направлении "Продажи" (+22% в марте по отношению к февралю, что почти в два раза больше, чем в среднем в этот период).
По сравнению с периодами прошлого года, на рынок труда в 2009-ом поступило в 2,5 раза меньше вакансий от компаний-работодателей. Безусловным лидером среди всех профессиональных областей по объему предложений стала сфера "Продажи", с каждой пятой вакансией на рынке. Несколько лет подряд до 2009 года первенство по объему предложений занимала область "ИТ/Интернет/Телеком". Но потребности компаний по-иному расставили акценты на рынке труда.
Наиболее равномерной и мало подверженной сезонности в 2009 году была потребность компаний в управленцах и специалистах банковской и инвестиционной сферы.
В целом изменилось и распределение долей вакансий между профессиональными областями. В 2007-2008 годах максимальное значение, которое было достигнуто лидирующей областью (информационных технологий), составляло 17%. "Продажи" - только 15%. По сравнению с 2007 годом сфера "Банки/Инвестиции" потеряла 4% (в 2007 составляла 11%) и опустилась с третьей на пятую позицию. "Бухгалтерия/Финансы" сократилась на 2,2% (2007 - 10%). "Строительство/Недвижимость" - на 2,6% (2007 - 5%), "Высший менеджмент" - 1,4% (2007 - 5%), "Управление персоналом" - 1% (2007 - 4%).
Динамика новых резюме
При уменьшении числа вакансий в 2,5 раза в 2009 году по сравнению с 2008-ым, объем поступающих резюме увеличился в среднем на 62%.
"Зазор" между спросом и предложением начал расти в конце лета 2008 года, когда количество вакансий на рынке труда "белых воротничков" равнялось количеству предложений от самих кандидатов. На протяжении всего 2009 года соотношение спроса и предложения (конкурс на вакансии) было стабильно выше, чем в предыдущие несколько лет. И тенденция пока сохраняется.
Динамика по новым резюме больше не достигала пиковых показателей, отмеченных в конце 2008 года, в связи с массовыми сокращениями и увольнениями в компаниях. Это говорит о том, что компании в целом больше не прибегали к радикальным действиям в вопросе оптимизации численности сотрудников. Большинство же вакансий (порядка 65%) были связаны с замещениями сотрудников, до 15% составили вакансии так называемого внешнего кадрового резерва, а 20% - новые позиции.
В конце года наблюдаем традиционный скачок в объеме поступающих резюме. Интересно, что по сравнению с прошлыми годами (за исключением 2008) нет традиционного 10%-го уменьшения вакансий в ноябре, месяце, предшествующему новогоднему периоду.
Отклики на вакансии
Количество откликов кандидатов на открываемые вакансии в 2009 году увеличилось по сравнению с первым полугодием 2008 года почти в 4 раза и в целом сохранялось на одном уровне на протяжении всего года.
Наиболее активный интерес кандидаты проявляли к вакансиям в направлениях "Бухгалтерия/Финансы", "Маркетинг/Реклама/PR", "Юристы", "Закупки" и "Административный персонал". Наименее активный - "Медицина/Фармацевтика", "ИТ/Интернет/Телеком", "Страхование" и "Производство".
Высокие показатели откликов на вакансии в 2009 году разочаровали многих украинских кандидатов. Но стоит отметить, что в России показатель откликов на вакансии традиционно в среднем в три раза выше, чем в Украине.
Предлагаемые зарплаты
Данный вопрос - один из наиболее сложных для внешнего анализа. В 2009 году количество компаний, которые сообщают хотя бы о "вилке" предлагаемой заработной платы в открытых источниках, уменьшилось. Так, осенью 2008 года порядка 30% вакансий содержали информацию о зарплате, осенью 2009 года - уже менее 20%. Для примера, в России этот показатель равен 65%, в Великобритании - 90%. Среди причин такой закрытости украинские компании отмечают конкурентную политику, желание привлечь отклики разного уровня кандидатов и "серые" выплаты сотрудникам.
В 2009 году даже те немногочисленные вакансии, в которых указывался уровень заработной платы, отражали ее преимущественно в гривне (70% по сравнению с 25% в 2008 году).
Сравнение уровня ожидаемых и предлагаемых заработных плат показывает, что в среднем кандидаты ожидают на 20% больше, чем им предлагают работодатели. И даже в 2009 году больше половины из них указывают ожидаемую зарплату в долларах.
В среднем по наиболее популярным позициям уровень предлагаемой заработной платы кандидатам в гривне повысился на 10-15% с начала года.
Сферы бизнеса, активные в рекрутменте в конце 2009 года
На основе информации о приобретении услуг HeadHunter (hh.ua) работодателями (доступ к базе данных резюме кандидатов, публикация вакансий, различные формы рекламы компаний-работодателей) следует, что лидером стала сфера розничной продажи и дистрибуции товаров широкого спроса и продуктов питания (14%). Затем следуют промышленное производство (12%) и производство продуктов питания (11%). На четвертой позиции - банковские и инвестиционные компании, которые, несмотря на непростую ситуацию в своей сфере, продолжают инвестировать в рекрутмент (10%).