Год выпуска: 1958
Страна: Швеция
Жанр: трагикомедия
Продолжительность: 1:35:45
Перевод: Любительский (одноголосый)
Режиссер: Ингмар Бергман / Ingmar Bergman
В ролях: Макс Фон Зюдов (Max Von Sydow), Ингрид Тулин (Ingrid Thulin), Биби Андерсон (Bibi Andersson), Гуннар Бьернстранд (Gunnar Bjornstrand)
Описание: Каков жанр фильма - комедия или драма? Похоже, что в ходе съемок замысел несомненной комедии почему-то претерпел существенные изменения. В итоге вышла трагикомедия на одну из главных бергмановских тем - судьбы художника в этом если не враждебном, то равнодушном к нему мире. Художника, как обычно, униженного, протестующего и в той или степени мимикрирующего, подчиняющегося обстоятельствам. Художника многоликого (или многоличинного), меняющего лики (или маски), под которыми прячется его собственное лицо. Поиск этого настоящего (в данном случае оказывающегося жалким и растерянным, отнюдь не импозантным, но оттого-то и человечным и по-своему красивым), ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО лица, кажется мне, и занимает главным образом режиссера, а потому и является основной содержательной темой фильма. Который ведь так и называется - "Лицо". И открывает собой длинный ряд бергмановских картин на ту же тему, вплоть да мучительнейшей поздней ленты "Лицом к лицу". Посему мы к ней (теме) еще вернемся, рецензируя поздние ленты режиссера, а сейчас я предложу вашему вниманию, уважаемый читатель, несколько цитат из современной рассматриваемому фильму критики.Оке Рундквист в статье "Что кроется за "Лицом"?" ("Ингмар Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью". М.: Искусство, 1969. С 104 - 105) так раскрывает его идейное содержание: "В центре фильма - столкновение между Фоглером и советником медицины Вергерусом, холодным рационалистом и скептиком. Он стремится любой ценой разоблачить искусство Фоглера и, заметив, что ничего особенного в нем нет, пытается представить его как надувательство. Точно так же, как некоторые (с позволения сказать) критики, не стесняясь прямых оскорблений, буквально резали Бергмана по живому телу, Вергерус режет, вскрывает, как он думает, мертвое тело шарлатана. Но кого же он режет, оказывается? Актера, который для большей убедительности назван Юхан Спегель, что значит Юхан Зеркало. Фоглер подставил вместо себя актера, так и критика частенько отождествляет писателя с ролью, которую он создал и которую актер играет...Отечественный киновед Б. Чижов ("Ингмар Бергман в поисках истины": Вступительная статья к цитировавшемуся выше сборнику) возводит тему лица и личины в степень борьбы веры и безверия, справедливо считая "Лицо" прямым продолжением основной идеи "Седьмой печати": "...фигура Вергеруса - своеобразная реплика на образ оруженосца Ёнса (недаром их играет один актер - Г. Бьорнстранд). Ёнс был вольнодумцем и атеистом, он сыпал циничными шуточками, не верил ни в Бога, ни в черта и не боялся смерти. Вместе с тем он был фигурой героической; среди ужаса и смуты он один из немногих сохранял верность заповедям добра и справедливости. Его материализм не противостоял идеализму Антониуса Блока, но дополнял его.Вообще, Бергман, вероятно, единственный из серьезных режиссеров, кто, снимая много, быстро и недорого, сумел не только воплотить на экране свои главные темы, но и сделать это многократно, как бы многосерийно, рассматривая каждую проблему множество раз, в прямом и зеркальном виде, в серьезном и пародийном. И в этом плане "Лицо" - вероятно, центральная, если не сильнейшая пародия, мрачноватая пародия, или лучше сказать отражение в кривом зеркале и религиозно-философской проблематики "Седьмой печати", и самой сокровенной темы режиссера: слиянности и нераздельности, борьбы и отрыва страдающего лица и шутовской маски художника. "Пока не требует поэта...", или, скорее блоковское: "Так жили поэты..."
Доп. информация: Специальная премия на МКФ в Венеции в 1959 году.
Качество: DVDRip
Видео кодек: XviD
Видео: 1193 Kbps, 29.970 fps, разрешение 720*576 (4:3), XVID = XVID Mpeg-4
Аудио: 128 Kbps, 44100 Hz, 2 каналов, 0x55 = MPEG Layer-3
Ссылка