Писатель Дмитрий Лиханов уверен, что в ситуации «неработающая жена — богатый муж» неизбежно проигрывают оба участника.
Союз моих современников — все чаще сделка. Говорю это с сожалением, потому что во времена нашей юности мы мыслили категориями чувств. И разговаривали на языке любви. Теперь иначе. Кто бы знал, что убогий русский капитализм настолько изменит наше сознание. И мы поголовно начнем превращаться в партнеров. В самом по-марксистски вульгарном смысле этого слова. Никто уже не спорит, что работа домохозяйки — тоже работа. В разных странах даже время от времени подсчитывают усредненную стоимость такого труда. Впрочем, часто достаточно примитивно, суммируя зарплату повара в закусочной средней руки, уборщицы (там же), прачки, воспитателя детского сада, водителя, психолога и девушки по вызову. Получается в целом немало. От 5 000 евро и выше.
Такие расчеты, как мне кажется, не более чем одна из составляющих феминистского PR и придумываются для того, чтобы подчеркнуть, что труд good housekeeper ничем не хуже любого другого. Ландшафтного дизайнера, например. Деньги, конечно, дают все. На продукты, шмотки, воспитание детей. Но зарплату не платит никто.
Помню, во время обеда с моими японскими товарищами я с удивлением узнал, что почти никто из них не видит своих зарплат. Зарплата, по собственноручному заявлению мужчины, перечисляется на карточку, доступ к которой имеет только жена. Даже на пиво и обеды деньги выдает женщина. Такой вот подход поначалу никак не вязался с образом сёгуна. Аргументация японцев была железобетонной. «Женщина ведет хозяйство и поэтому лучше знает, на что нужно тратить деньги», — заявили они без тени сомнения.
Справедливости ради стоит сказать, что приятный женскому роду опыт японских соплеменниц дальше Окинавы не пошел.
Все дело тут, на мой взгляд, в нашей природной расчетливости. Гораздо проще, удобнее и дешевле содержать одного человека. Тем более человека, которому веришь. И который тебя не подведет. Чем всю эту ораву челяди. Каждый из которых, ясное дело, на время, и у каждого свои проблемы.
Впрочем, в последние годы появились такие хозяйства, в которых без челяди просто не обойтись. А вместе с ними появился новый тип женщин, который, если вдуматься, лишь дремал в женской природе до времени, а с приходом капитализма вдруг проснулся и ожил.
Это тип русских барынь. Да-да, тех самых, из повестей Тургенева и поэм Некрасова. Тех самых, что брили холопам лбы, секли на конюшне нерадивых да объезжали поместья в скрипучем тарантасе. Время сейчас иное. Вместо скрипучего тарантаса мчится по бескрайним поместьям ласковый «Бентли». Остальное — все то же. И конюшни, и холопВедь сущность человека, его нравственные устои меняются гораздо медленнее, чем технический прогресс. Поищите Кабаниху хотя бы среди ваших знакомых и найдете ее обязательно. По уровню достатка такие женщины находятся где-то между теннисистками и директорами крупных компаний. Если суммировать все расходы на содержание поместья, прислуги, автопарка, образование двух детей да прибавить к этому расходы на тренеров и визажистов, умножить на количество лет, прожитых вместе, учесть отступные за развод и пожизненный пансион в придачу — выйдет сумма с семью нулями. Не меньше.
С точки зрения мужчины, это ужасно. Любого мужчины. Даже того, который эти деньги исправно дает. Даже у него рано или поздно возникает вопрос: «Куда ж ты эту прорву деваешь?» Вопрос глупый и сугубо мужской, потому что я в своей жизни не встречал ни одной женщины, которая бы грамотно и без запинки не объяснила в ту же секунду, куда она их дела. Да еще и не преминет подчеркнуть, что данного явно не хватает. И приходится сводить концы с концами.
К расходам по содержанию хозяйства она плюсует понятие «лучшие годы»
К очевидным расходам по содержанию хозяйства она непременно плюсует такие нематериальные и неосязаемые понятия, как «лучшие годы», «эта каторга», «вечно». Тяготит ли их такая жизнь? Безусловно. Не все говорят об этом, а уж тем более стараются изменить этот статус, но думают все непременно. Даже большие деньги не останавливают тяжких раздумий.
Предполагаю, что многие из них понимают весь ужас этого узаконенного рабства. Ведь за большие деньги приходится продавать уже не только тело, но даже и душу. Если все это хочешь иметь — вещи, машины, угодья, поместья и иные атрибуты dolce vita, со многим приходится и мириться. Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. А в случае с домохозяйками всегда платит мужчина. Он зарабатывает деньги, а она их только тратит.
Женщины понимают это не хуже. Они чувствуют, что деньги — это рычаги воздействия. Которые не в их руках. Впрочем, в ее руках сам мужчина, который эти деньги добывает. От отношений с ним все и зависит.
Вот и приходится женщинам все терпеть и прощать. Раздувать огонь давно остывших чувств и страстей. Менять самих себя, отправляясь к пластическим хирургам. Жертвенность? Конечно. Бескорыстная? Не всегда. А значит, снова расчет, снова сделка.
По этой причине мне жаль таких женщин более остальных домохозяек. В семье, где правят капиталы, и бед, и не видных посторонним проблем куда как больше. А кто не верит, пусть вспомнит собственную юность, когда рубль в кармане и девять остановок трамваем до дома любимой делали тебя самым счастливым человеком на свете. А уж о том, сколько будет стоить твоя будущая жена, ты даже и не задумывался.
Дмитрий Лиханов
02 Октября 2009ы, и барыни.