Известный российский писатель и сценарист Георгий Александрович Вайнер скончался сегодня в больнице Нью-Йорка. Ему был 71 год. И он тяжело и долго болел.
Георгий Вайнер родился 10 февраля 1938 года в Москве. По образованию - юрист, учился в одной группе с будущим писателем Николаем Леоновым. Работал электромехаником, техником, инженером, был журналистом в многотиражной печати. Впоследствии стал корреспондентом ТАСС. В 1967 году вышла первая детективная повесть Георгия и Аркадия Вайнеров «Часы для мистера Келли», через год – «Ощупью в полдень».
Сюжеты произведений братьев Вайнеров, которые к 1990 году стали лидерами детективного жанра в СССР, зачастую были взяты из реальной криминалистической практики старшго брата — Аркадия. Среди их известных произведений – «Я, следователь» (1970), «Визит к Минотавру» (1972), «Эра милосердия» (1976), «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Петля и камень в зеленой траве», «Евангелие от палача2.
По роману Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия» режиссером Станиславом Говорухиным был поставлен один из самых популярных отечественных фильмов – «Место встречи изменить нельзя». Всего же на творческом счету одного из корифеев отечественной детективной литературы 22 фильма, 152 книги, выпущенные в разных странах. С 1990 года Георгий Вайнер жил в США, где был обозревателем, а затем два года - главным редактором газеты «Новое русское слово». Кроме того, он писал сценарии, а в 2000 году в России была опубликована книга «Умножающий печаль», а в 2003 году вышло ее продолжение 2Райский сад дьявола».
Сказать, что братья Вайнеры были известны и любимы всей страной — это не сказать ничего. Их книги читали, фильмы, поставленные по этим книгам, читали «запоем». Даже у Владимира Высоцкого, который сыграл Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя», есть такое четверостишие об Аркадии и Георгии Вайнерах.
Жора и Аркадий Вайнер,
Вам салям-алейкум пусть,
Мы знакомы с вами втайне,
Кодекс знаем наизусть...
Георгий Вайнер всего лишь на четыре года пережил своего старшего брата Аркадия. И очень переживал смерть близкого ему человека. Особенно трудно ему было вспоминать о последнем дне брата.
«Аркадий страдал сердечной астмой, но к своему здоровью относился философски безразлично. Он сбежал из больницы, будучи уверенным в том, что лучше прожить 33 года как орел, чем 300 лет, как боров. Мы с ним разговаривали в последний раз за несколько часов до того, как случился тот роковой приступ. Я спросил его, зачем он сбежал из больницы? Он скрыл от меня, что поехал открывать фестиваль детективного кино, на котором был председателем. Аркадий открыл фестиваль, все было очень красиво, а на другой день умер.
У нас остался недописанным большой московский роман. По существу, это вторая часть, если можно так сказать, продолжение «Эры милосердия», которая была литературной основой знаменитого сериала «Место встречи изменить нельзя». За мной остается долг, и я надеюсь его исполнить».
Но, к сожалению, Георгий Александрович тоже не успел закончить этот эпохальный роман…
«Скажу банальную вещь, — заявил как-то Георгий Вайнер в интервью одной из американских русскоязычных газет. — Человек чрезвычайно сложная конструкция. Иногда спрашивают - что образует литературный материал книги - детектив ли это, или роман о врачах или о пахарях? Думаю, что таких книг не бывает, бывают книги только о себе.
И если ты способен затронуть какие-то важные для людей вопросы и сам по себе достаточно интересный человек, то герои твои - полицейские ли или уголовники, насильники или добрые люди - это всегда интересно. И я с удивлением думаю о том, что эти все разнообразные люди - умные, дураки, злодеи - они суть мое воплощение.
Где же я себя разделяю, как я нахожу свое место в жизни - видимо это постоянный баланс, присущий каждому человеку. Баланс между добром и злом, хорошим поступком и попыткой удержаться от соблазнов и возврат к чему-то доброму и вечному».
К жанру детектива Георгий Вайнер относился с любовью и очень просто объяснял его популярность у читателей.
«Люди всегда будут интересоваться вопросами насилия, денег и секса. Это неизбежно. Социальные приметы жизни острее, нагляднее, ярче всего отразились именно в детективе. Это вполне естественно, поскольку это острый край жизни, это драма. Другое дело, что жанр очень трансформируется, потому что сейчас на прилавках лежат сотни наименований детективных книжек, которые к художественной литературе никакого отношения не имеют».
Действительно, братья Вайнеры были последними профессиональными писателями-детективщиками. Их книги — произведения искусства, а не ширпотреб, заполонивший наши книжные магазины. Нет сейчас в этом жанре мастеров, способных написать повесть или роман такого же уровня как «Эра милосердия», «Визит к Минотавру» или «Гонки по вертикали»…
Из досье «СП»
Георгий Александрович Вайнер (10 февраля 1938 - 12 июня 2009) — советский и российский писатель и журналист. Брат и соавтор писателя и сценариста А. А. Вайнера. Автор ста пятидесяти книг и сценариев к двадцати двум фильмам.
Окончил Московский заочный юридический институт (1960). Работал инженером, журналистом ТАСС. С 1990 года живет в США, работал журналистом, в 1992—2001 работал главным редактором газеты «Новое русское слово». Член редколлегии русскоязычной газеты «Русский Базар». Жил в Нью-Йорке.
Член КПСС с 1962 года. Лауреат премии Союза писателей СССР и МВД СССР (1976, 1978, 1981). Лауреат премии Союза писателей РСФСР и Уралмашзавода им. Героя Советского Союза Н. Кузнецова (1983). Член Союза писателей СССР (1972). Член Союза кинематографистов
Сочинения
«Ощупью в полдень», 1969
«Часы для мистера Келли», 1970
«Визит к Минотавру», 1972
«Я, следователь», 1972
«Гонки по вертикали», 1974
«Эра милосердия», 1976
«Лекарство для Несмеяны», 1978
«Не потерять человека», 1978
«Город принял!», 1980
«Карский рейд», 1983
«Евангелие от палача», 1990
«Петля и камень в зеленой траве», 1991
«Умножающий печаль», 2000
«Райский сад дьявола», 2003
http://svpressa.ru/issue/news.php?id=10054