Николай Лебедев: Людоедов мы одели в овечьи шкуры
Николай Лебедев сделал настоящий подарок всем любителям фэнтези, сняв экранизацию романа Марии Семеновой «Волкодав». Фильм с успехом прошел по кинотеатрам, а 22 июня его увидят зрители канала «1+1».
Николай, насколько по сравнению с книгой изменен сюжет фильма? В чем будут главные различия?
- Если честно, я уже многократно зарекался отвечать на вопросы о расхождениях в сюжете романа и фильма. Романная форма в принципе предполагает значительное количество ответвлений, присутствие множества персонажей и прочее. Кино — совершенно иной вид искусства, нежели проза, оно подчас диктует совсем иные правила. Поэтому фильм по структуре ближе, скорее, к короткой повести. Любой фильм, я имею в виду. И «Волкодав» - не исключение.
Сценарием занимались тоже вы?
- Да. Я писал сценарий, когда цикл романов еще не был закончен. И я имел дело только с первой книгой цикла. Ни один зритель не желает смотреть незаконченный сюжетно фильм (ну, разве что поклонники книги, да и те исключительно потому, что знают дальнейшее развитие событий). Поэтому в «Волкодаве из рода Серых Псов» предпринята попытка развязки. Что, разумеется, не исключает продолжения — насколько мне известно, компания “Централ Партнершип” уже работает над проектом второй части “Волкодава”.
Главная идея в фильме – какова она?
- Выделить хочется одну и главную. Эта мысль — простая и даже отчасти банальная, но оттого не менее значимая — принадлежит матери Кендарат, которую в картине играет Наталья Варлей. Она говорит: “Миром правит любовь!”. Не зло, не насилие, не жажда мести — а именно любовь и доброта, даже в самые жестокие времена. Эта мысль мне очень импонирует, и к ее осознанию и приятию приходит главный герой в результате развития истории. Я изначально не собирался снимать фэнтези. Я снимал фильм о людях, их судьбах, мировоззрениях, на фоне совершенно не сказочной, а живой ситуации, описанной в книге Марии Семеновой.
Те, то уже видел «Волкодава» в прокате, отметили, что Людоед в фильме получился более неоднозначным персонажем, нежели в книге. Что на его образ сильно повлияла харизма Александра Домогарова, сыгравшего эту роль.
- Мне кажется, тут вы не совсем правы. Людоед — персонаж вовсе не эпизодический, он сломал на взлете судьбу главного героя. В фильме Людоед занимает ровно столько места, сколько и в книге. Прочитав книгу, я сразу представлял себе в этой роли именно Домогарова, и, не желая тревожить Сашу, пытался найти артиста соответствующей внешности и наполнения. Но второго Домогарова отыскать не удалось (что понятно и объяснимо), поэтому, в конце концов, я просто позвонил Домогарову и попросил его сыграть Людоеда. Александр согласился, чему я очень рад.
Где вы взяли столько волчьих шкур для воинов людоеда?
- На самом деле на них надеты овечьи шкуры. Перед началом экспедиции партнеры, принимавшие нашу съемочную группу в Словакии, пообещали, что воины Людоеда обязательно будут обеспечены настоящими волчьими шкурами. Но обещания сдержать не смогли. Положение было почти отчаянным: до съемки эпизода в деревне Серых Псов оставались считанные часы. Но не срывать же съемку! Тогда художник по костюмам и ее помощники выбрали самые серые овчины из тех, что были привезены из Москвы "про запас". Темной краской нарисовали "хребет", и овчина на глазах превращалась в волчью шкуру. Так что наши людоеды получились "волками в овечьей шкуре".
Николай, каковы основные трудности, с которыми вы столкнулись в течение съемочного процесса?
- Сложнопостановочное кино недаром называется СЛОЖНОпостановочным. Трудностей хватало… Наш обычный съемочный день выглядел примерно так: табун лошадей, массовка и десятки каскадеров в специально пошитых костюмах со специально изготовленным реквизитом — повозками, колесницами, оружием и прочим, драки на мечах, участие специалистов по пиротехническим и визуальным эффектам... Всего не перечислишь.
Снимать фэнтези сложнее, чем иной вид кино?
- Сложно. Когда мы снимали сцену в шатре кнесинки — ту самую, в которой Елень признается Волкодаву, что хочет от него сына — я испытал давно забытое чувство спокойствия и душевной гармонии: два актера в кадре, никто не дерется, никого не затаптывают кони, не льется искусственная кровь. Но это был один-единственный спокойный съемочный день из тех пятидесяти с лишним, которые мы уже отработали...
Кто занимался постановкой боевых сцен в фильме?
- Наш фильм — не пособие по кан-киро, это, прежде всего, человеческая история. Но постановкой боев и трюков в фильме занимался приглашенный из Словакии Густав Куселица — замечательный мастер, более тридцати лет работающий в кино. Он участвовал в создании “Сердца дракона”, “Миротворца” с Николь Кидман и Джорджем Клуни, “Гладиатора” Ридли Скотта и его же новой картины “Небесное королевство” с Орландо Блумом, “Перл-Харбора” и множества других знаменитых лент.
Актеры справились с «боями»?
- Надо отдать им должное - они сражались на мечах настолько бесстрашно и исступленно, что порой жутко было наблюдать за происходящим на съемочной площадке. У Саши Бухарова, исполнителя главной роли, все руки были в шрамах — даже тренировочные мечи ранят по-настоящему. Бухаров, к слову сказать, не только прекрасный артист, но еще и очень хорошо подготовленный физически человек. Он выполняет в фильме сложнейшие трюки, и делает это на отличном уровне.
Его кандидатуру вы сразу утвердили на роль Волкодава?
- Нет… Александр не сразу был утвержден. Однако именно в связке с ним пробовались претенденты на другие роли. За это время мы присматривались к Бухарову. Он поначалу произвел впечатление современного молодого человека, который получает удовольствие от всего того, что с ним происходит внутри пространства большого кино. И лишь потом, когда он, что называется, вошел в образ, в Александре проявилось нечто очень сильное, настоящее, что есть у него от природы, чего он сам, возможно, про себя не знал, и только благодаря роли смог осознать. В этом осознании актер, как мне кажется, схож со своим героем. Ведь Волкодав тоже длительное время находился в замкнутом пространстве без возможности действовать по собственной воле, следовательно, без возможности понять себя. А потом он попадает в реальный мир и принимает решения, продиктованные генетическим великодушием, природной искренностью и душевной силой.
Натурные съемки, я знаю, проходили в Словакии.
- Да. Причем озеро, на котором снимали деревню харюков, представляет большую экологическую ценность и охраняется ЮНЕСКО в соответствии с самой высокой степенью защиты. Оказывается, в этом озере живут уникальные, реликтовые черви, сохранившиеся здесь еще с доисторических времен. Разрешение на строительство декораций и на съемки в окрестностях мы получили с немалым трудом, после длительных переговоров и уверений в том, что ценные обитатели озера никак не пострадают. Согласно договоренности, за ходом съемок наблюдал представитель ЮНЕСКО, а его помощники строго следили за тем, чтобы на площадке никто не курил и даже не разговаривал слишком громко, - реликтовые черви, как оказалось, не выносят громких звуков. Тем не менее, эпизод с харюками был снят удачно, и замечаний со стороны представителя ЮНЕСКО удалось избежать. Он даже сокрушался, что декорации придется демонтировать: они прекрасно вписались в пейзаж и придали некую завершенность уникальной красоте озера.
Расскажите, пожалуйста, самую забавную или неожиданную историю, ситуацию или накладку, произошедшую во время съемок?
- Честно говоря, наша съемочная площадка меньше всего была похожа на поле для забавных историй. Во время съемки боя Волкодава и Винитара меч ударил по руке актера Анатолия Белого. Толя закричал от боли, но сцену довел до конца и продолжал сниматься весь остаток дня, выполняя сложные трюки. По окончании смены его отвезли в больницу с подозрением на перелом. Мы столкнулись вечером у входа в гостиницу, Толя сиял, как начищенный золотой. Слава богу, воскликнул я, вы здоровы! Вместо ответа Белый показал мне закованную в гипс кисть руки. «Множественный перелом пальца, - радостно сообщил он, - со мной еще никогда такого приключения не бывало!» Вот какие азартные оптимисты работают у нас в группе.