За и против: сериал «Цари и пророки»

Цари и пророки

Зрелищность. Масштабные битвы, красивые виды, динамичные съемки — «Цари и пророки» с первых кадров пытаются завлечь зрителя. Уже в первой сцене нас ждет кровавое побоище, немного погодя мы становимся свидетелями битвы человека со львом, позже — жестокой расправы. Именно визуальная составляющая кажется главным козырем сериала. И его создатели не стесняются использовать все более эффектные эпизоды, каждый из которых технически сделан на высочайшем уровне.

История и мифы. «Цари и пророки» сняты по ветхозаветной Книге Самуила. Среди создателей сериала — Билл Колладж и Адам Купер, работавшие ранее над библейским эпиком Ридли Скотта «Исход: Боги и Цари». А главная его тема — история государства израильского. Так, достоверные факты здесь смешаны с мифическими, и мы встречаем в сериале множество библейских легенд, среди которых, например, рассказ о Давиде и Голиафе.

Атмосфера. Мир на экране кажется весьма реальным. Это зловещее прошлое, где царит жестокость, а религия служит прикрытием для самых страшных убийств. Здесь есть пропасть между богатыми и бедными, ритуалы и законы, свойственные времени. Добавляют атмосферности и преобладающие в телешоу темные оттенки: ночи, пыльных коридоров или трущоб, куда не пробивается солнце. Так действительно могла выглядеть та эпоха, о которой мы знаем лишь из стародавних сказаний.

Цари и пророки

Визуальное, но не драматическое. В отличие от зрелищных сцен, драматические и интимные моменты здесь совершенно не работают. Такая же проблема когда-то была и у фильма «Исход: Боги и Цари». Но Колладж и Купер, похоже, не учли ошибок прошлого. По сюжету в их телешоу хватает драмы: история царя, теряющего власть; любовная трагедия его дочери; рассказ о восхождении пастуха. Но при переносе на экран все это совершенно не работает. Стоит сериалу замедлить действие, как он тут же превращается в заунывную мыльную оперу.

Второсортная «Игра престолов». Во время просмотра первых эпизодов «Царей и пророков» не покидает ощущение, что все это мы уже где-то видели. Дело даже не в сюжетных сходствах, похожих жестоких батальных сценах и всяческих интригах в борьбе за власть, а в банальном повторении целых эпизодов. Здесь вам и бойня, словно сошедшая из экранизации Джорджа Мартина, и проезд принцессы по району бедняков, предательское убийство одного из героев и даже некоторые персонажи (в особенности царь и царица), которые буквально сошли из мира Семи Королевств.

Упрощения. Книга Самуила, так же как и любые библейские истории — настоящий кладезь для телевидения. Однако для их экранизации все же нужны сильные сценаристы, способные добавить к аллегоричности мифов настоящую глубину. В сериале с этим не особенно сложилось. В нем все упрощено до предела, делится исключительно на черное и белое, и напоминает, скорее, детские истории, поданные зачем-то с обилием крови и насилия.

Эклектичность. В режиссерской манере шоу есть что-то от последних фильмов Ридли Скотта: дерганная камера, резкий монтаж, скачки между разными локациями, попытка чередовать динамические эпизоды с неспешными, постоянные крупные планы и навязчивая музыка, звучащая за кадром. От всего этого довольно быстро начинает мельтешить в глазах.

Неинтересные персонажи. «Игра престолов» стала великим сериалом благодаря харизматичным героям и отличному кастингу. Вот почему каждая сюжетная линия вызывала особый интерес и могла стать полноценным фильмом. В «Царях и пророках» более-менее интригующей кажется только история царя, да и то во многом благодаря отличному актеру Рэю Уинстону. Все остальные персонажи выглядят совершенно блекло и им элементарно тяжело сопереживать — и это кажется куда страшнее всех указанных выше аргументов «против».

Вердикт: «Цари и пророки» — бледная копия «Игры престолов», которая может быть интересна только из-за своей тематики и зрелищных съемок.

Размещено в Шоу-бизнес.