Взаимосвязь и взаимообусловленность кино и идеологии

Потому так важны, так злободневны исследования, которые направлены на то, чтобы определить место и роль кинематографа в идеологической борьбе, и не только определить, но и проанализировать различные грани и черты мирового кинематографического процесса.

В идеологической стратегии современного империализма в области экранного искусства с предельной четкостью обозначились по крайней мере две тенденции. Первая характерна поиском все более тонких, дифференцированных и диффузионных приемов воздействия на сознание людей, новых форм идеологического проникновения в систему социализма, попыток маскировать свои классовые цели тогами беспристрастности и объективности. Вторая тенденция открыто агрессивна, характерна возвратом приемов «холодной войны», архаичными формами антикоммунистической и антисоветской пропаганды. В последнее время именно эта вторая тенденция стала выдвигаться на первый план, а маскировочные одежды, респектабельные и либеральные тоги сдаются в архив. Но и «диффузионные» формы, то есть взаимопроникновение признаков «элитарной» и «массовой» культуры, на которые советское киноведение указало в начале 70-х годов, все же остаются в силе и не столь уж редко находят свое отражение на экране.

Интересует печать на ткани? Не вопрос: вот вам Печать на ткани в Киеве. Компания печати представляет печать на ткани. Обращайтесь на сайт.

Взаимосвязь и взаимообусловленность кино и идеологии, кино и политики ныне настолько очевидны, что отрицать это явление вряд ли отважатся даже буржуазные киноведы и кинокритики. Можно с полным основанием утверждать, что кинематограф, благодаря своему исключительному положению в системе массовых коммуникаций, более, чем другие виды искусства, подвержен влиянию идеологических и политических процессов. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась в 70-е — начале 80-х годов. Кинематограф в буквальном смысле стал полем сражения, на котором происходит противоборство идеологий и мировоззрений. Полагаю, что сегодня наука о кино не может развиваться, не учитывая этого принципиально важного фактора.

Именно поэтому столь актуальна в нынешних условиях книга А. Караганова с прорывным названием «Киноискусство в борьбе идей», второе, доработанное и дополненное издание которой вышло недавно. Она стоит в ряду лучших работ советского киноведения последнего времени, затрагивающих проблемы идеологической борьбы иа экране.

Пространство исследования исключительно широко — здесь и роль советского экранного искусства в мировом кинопроцессе, и методы пропаганды буржуазным кино идей империализма; сложные, противоречивые фильмы, авторы которых настойчиво ищут, часто сбиваясь с пути; альтернативу буржуазному сознанию и буржуазной культуре; прогрессивные, гуманистические произведения киноискусства. География исследователя также многообразна. А. Караганов охватывает самый разный материал — и не только фильмы, которые, разумеется, составляют главный предмет анализа, но и книги, статьи, заявления режиссеров на пресс-конференциях, творческие дискуссии, встречи на фестивалях, в которых автор и сам участвовал. Уже в начале книги А. Караганов дает характеристику роли и места кинематографа в буржуазном мире.

Размещено в Блог, Блог Сапе.