Ретро: лучшие фильмы 1995 года

Схватка

Схватка

О чем: история о противостоянии двух профессионалов — грабителя Нила МакКоли и детектива Винсента Ханны. Они с уважением относятся друг к другу, но понимают, что в их схватке может быть только один победитель.

Почему смотрели:Майкл Манн — один из самых недооцененных режиссеров в современном Голливуде. А его признание чем-то похоже на историю классиков 40-50-х годов. Также как и Хичкоком, Фордом и другими режиссерами тех времен, Манном сегодня восхищаются куда больше в Европе, чем в Америке. А в Старом Свете, особенно во Франции, вокруг него уже давно образовался целый культ. Причем началось все именно со «Схватки» — ремейка раннего телевизионного фильма Манна «Сделано в Лос-Анджелесе» (1989). В этом фильме есть все основные черты стиля Манна: криминальная драма, замаскированная под кино о плохих и хороших парнях, эпическая сага, отличные персонажи, визуальная красота и связь между человеком и большим городом.

«Схватка» — это фактически мини-сериал. Почти за три часа экранного времени режиссер успевает рассказать историю каждого из героев с их маленькими радостями и неудачами. Показать их отношения, заставить зрителя принять и полюбить даже самого отъявленного негодяя. И наконец, за клишированными образами героев криминальных фильмов обрисовать настоящих шекспировских персонажей. Так за классическим кино о противостоянии грабителей и копов появляется настоящая мужская драма — о дружбе, долге и злом роке, от которого невозможно убежать. Но главное украшение фильма — это, конечно же, экранная схватка двух великих актеров Роберта Де Ниро и Аль Пачино. Их встреча в кафе и финальный поединок на задворках лос-анджелесского аэропорта — все это сегодня считается вершиной большого голливудского кино.

Спасение

Спасение

О чем: жизнь обычной домохозяйки Кэрол Уайд однажды начинает трещать по швам. В ее мире все остается по прежнему, но сама она понимает, что с ней происходит нечто непоправимое.

Почему смотрели: в 90-хХейнс был лидером нового квир-кино, движения режиссеров снимающих фильмы о проблемах и реалиях ЛГБТ-сообщества. Тогда же его ранние короткометражки вроде «Страсти» или «Суперзвезда: история Карен Карпентер» с успехом показывали на фестивалях и в андеграундных кинотеатрах. «Спасение» же сразу принесло ему успех и звание наследника Дугласа Серка, голливудского режиссера, снимавшего всю жизнь барочные мелодрамы о «женщинах на грани нервного срыва». Главную роль у Хейнса сыграла Джулианна Мур, актриса, которая позже появится в его же драме «Вдали от рая».

В «Спасении» режиссер сразу отошел от гей-тематики к аллегорическому рассказу о женской психологии и современном мире с его бездуховностью, апатией и ненавистью, готовой вырваться наружу в любой момент. «Спасение» поражает, прежде всего, своей атмосферой — пугающей и гнетущей. Здесь практически ничего не происходит, и все действие напоминает, скорее, затянувшийся жуткий сон. В этом безумии у героини начинают развиваться всевозможные фобии и аллергии, а ее побег оказывается тем самым спасением от реальности, где ежедневно с экранов телевизоров или всевозможных рекламных проспектов навязывается определенный образ жизни. И весьма символично, что героиню «Спасения» зовут точно так же, как и героиню Кейт Бланшетт в новом фильме Хейнса, Кэрол. И что ее любовная связь с другой женщиной — это также маленькое спасение.

Детки

Детки

О чем: один день из жизни нью-йоркских подростков, которые маются бездельем, употребляют наркотики и безустанно болтают о сексе.

Почему смотрели: «Детки» — это целая веха в истории американского независимого кино. Здесь вам и дебют в кино фотографа Ларри Кларка, который затем станет режиссером целой серии откровенных фильмов о проблемных подростках. Сценарий 22-летнего Хармони Корина — впоследствии режиссера таких лент как «Гуммо» и «Отвязные каникулы». А также дебют в кино одной из знаковых актрис 90-нулевых Хлоя Севиньи, и первая роль Розарио Доусон. Вместе с тем «Детки» — это провокационная и честная история подростков. Молодые герои здесь открыто говорят о своих проблемах. В их поведении невинность сочетается с вульгарностью, а сама история (о девочке, заразившейся после первого секса), кажется, прежде всего, предлогом, взглянуть на отношения среди подростков. Но самое поразительное в фильме то, что даже через двадцать лет он не теряет своей актуальности. Все так же вызывает шок у новых зрителей, вся эта история, рассказанная в нем, может запросто произойти в наши дни, а подростки 90-х, в общем-то, не особо отличаются от подростков 2010-х.

Лучший триллер: «Семь», реж. Дэвид Финчер

Лучший sci-fi: «12 обезьян», реж. Терри Гиллиам

Самый кассовый фильм: «История игрушек», реж. Джон Лассетер

Лучшая мелодрама: «Перед рассветом», реж. Ричард Линклейтер

Фильм на века: «Мертвец», реж. Джим Джармуш

Размещено в Шоу-бизнес.