Ответственная работа кинооператора

— Забывать их, конечно, не надо. Вы знаете, когда я выступаю перед кинематографистами или зрителями, то при каждом удобном случае называю имена ветеранов нашего кино и прошу товарищей почтить их память минутной паузой. Поэтому я с пониманием и с сочувствием отношусь к архивным розыскам историков кино, в результате которых на страницы истории возвращаются полузабытые имена, неизвестные факты, съемки. Все это дело важное и полезное.

— Пожалуйста, несколько слов о тех операторах, которых я назвал. Ведь большинству из нас их имена ни о чем не говорят.

— Я знал и Забазлаева, ездившего в Прибалтику с агитпоездом имени Ленина, и Видклера, принимавшего участие в съемках знаменитой прогулки В. И. Ленина по Кремлю. Эти операторы не так известны, и на то есть свои причины. Дело в том, что они не были хроникерами-профессионалами. И в, то время и позже они снимали в основном игровые фильмы. Но в первые годы Октября хроника, как известно, была главным направлением в нашем кино. И потому не надо удивляться, что кинооператоры художественного, игрового кино тоже нередко приобщались к документальным съемкам. Но, вполне понятно, до уровня настоящих хроникеров они не поднимались. Каждый документалист подтвердит вам, что хроникой нельзя заниматься от случая к случаю. Ей надо отдавать всю жизнь, только тогда можно добиться успеха. Но, повторяю, все они достойны уважения. Мы не Иваны, не помнящие родства.

Нужен платежный терминал для своего заведения? Тогда вот вам Платежные терминалы. Настройка платежных и информационных терминалов от компании Vendingpro. в сети. Обращайтесь на сайт.

Несколько лет назад я встречался со старым большевиком Петром Ивановичем Воеводиным, чье имя носит теперь один из арбатских переулков в Москве. Воеводин, как вы знаете, был одним из первых руководителей молодой советской кинематографии. От той встречи среди моих бумаг остался отзыв Воеводина о работе кинооператоров во время гражданской войны. Вот он. Прочтите его, пожалуйста.

— «В дни победы Великой Октябрьской социалистической революции, в грозные боевые годы гражданской войны, в дни становления Советской власти и создания первого в мире государства рабочих и крестьян ответственная работа кинооператора была поистине самоотверженной и героической. И безусловно была революционно-пропагандистской и воспитательной для миллионов рабочих и крестьян нашей страны… Заслуги перед революцией и советским народом изобретательных кинооператоров несомненны и безусловно должны быть по достоинству оценены…» Прекрасный отзыв!

— Да. Недавно я вспоминал о нем на вечере памяти Дзиги Вертова. Ведь все, что тут сказано, относится и к нему.

— Раз уж мы вернулись к Вертову, то не расскажете ли вы, как прошло празднование его семидесятипятилетия?

— Было два прекрасных вечера. Один — на студии документальных фильмов, другой — в Доме ученых. Больше всего запомнилась мне речь, сказанная Виктором Борисовичем Шкловским. Не поручусь за точность каждого слова, но смысл ее был таков. Мы чтим Вертова как классика советского кино. Это хорошо. Но мы же и современники Вертова. Нам кажется, что будь мы современниками Пушкина, мы бегали бы для него в лавочку за булками. На самом деле — ничего подобного. Вот я, говорил Виктор Борисович, был другом и современником Блока и Маяковского. Смею вас уверить, что современники относились к ним куда хладнокровнее, чем потомки. Может быть, чтобы не повторять таких ошибок, следует, почитая классиков, еще лучше, теплее относиться к современникам? Я вполне согласен со Шкловским.

— Мне кажется, когда будет открыт музей советского кино (не станем терять надежды!), один из его залов безусловно стоило бы посвятить Вертову и его товарищам.

Размещено в Блог, Важное.