10 правил летнего блокбастера

10 правил летнего блокбастера

Когда на улице греет солнышко, а в водоемах теплая вода, загнать людей в кинозалы нелегко. Тем более большая часть зрителей не пойдет в кино, чтобы следить за сложнейшими перипетиями триллера или драмы. Поэтому ключевое правило летнего блокбастера — чем проще, тем лучше. Схема такая: какой-то привлекательный нам герой борется за что-то одно архиважное и конкретное против реального сильного, но харизматичного злодея. Допускается немного удивить зрителя в середине фильма неожиданным сюжетным поворотом. В остальном же заезженную строгую драматическую структуру вытянет стандартный 3D-экшен: полеты героя над взрывающимися сооружениями, панорамы мегаполиса или земного ландшафта, эффектная стрельба и прыжки героев. Такие сюжеты могут даже обойтись без большой кинозвезды в проекте, как, например, «Трансформеры»: Шайа ЛаБаф прославился уже благодаря им.

Удачный пример: «Железный человек 3».

Неудачный пример: «Прометей».

10 правил летнего блокбастера

Главное в этом правиле — не переборщить. Если знаменитостей много, то зрителю будет сложно уследить за многими героями, а как гласит первое правило, сюжет должен быть прост, то есть и ключевых героев должно быть немного. Исключение — прошлогодние «Мстители». Но в этом фильме все персонажи были отлично знакомы публике, да и вообще марвеловские суперлюди воспринимаются как один позитивный герой. Самыми прибыльными актерами летних блокбастеров за все время их существования считаются Харрисон Форд, Марк Хэмилл, Шайа ЛаБаф, Уилл Смит, Том Хэнкс и Том Круз — сплошь все типичные экранные хорошие парни.

Удачный пример: «Миссия: невыполнима».

Неудачный пример: «Рыцарь дня».

10 правил летнего блокбастера

На языке Американской киноассоциации это означает прокатный рейтинг не строже PG-13. В то же время фильмы с рейтингом G -просмотр всем без ограничения — редко встретишь среди летних блокбастеров: уж больно скучное кино получится. Цель продюсеров — затащить на фильм как можно больше членов семьи и понравиться им всем. Потому в одном и том же блокбастере предлагается экшен для отцов и сыновей, любовная линия для мам и дочек и где-то рядом — тема родственных связей, как, например, в первых «Крепких орешках».

Удачный пример: «Армагеддон».

Неудачный пример: «Земля после нашей эры».

10 правил летнего блокбастера

Именно юному зрителю нечем заняться летом, и родители вполне могут профинансировать его поход в кино. Тогда фильмы снимаются соответственно запросам и возможностям восприятия аудитории. Рассчитывая на интерес тинейджеров, киностудии экранизируют комиксы и видеоигры. Отлично, если персонаж или сюжет знаком молодежи еще до фильма. Половина картин о Гарри Поттере выходила на экраны именно летом. А основанный на историческом факте, о котором американские школьники ранее могли и не подозревать, «Титаник» был выпущен зимой.

Удачный пример: «Гарри Поттер» (любая серия).

Неудачный пример: «Зеленый Фонарь».

10 правил летнего блокбастера

Сам Бог велел водить на мультфильмы детей, когда у них летние каникулы. В Украине выпущенные летом анимации, как и приключенческие экшены, стабильно входят в тройку самых кассовых фильмов года. Фантастика о пришельцах — добрых или злых — вечный источник сюжетов для летних блокбастеров. Сай-фай у нас не в почете, но и ленты этого жанра не все подходят для лета: семейная тема, мелодраматический элемент обязательны. Из жанрового правила бывают и исключения. Например, «Челюсти» — самый первый летний блокбастер — был ближе к триллеру-ужастику. Что интересно, в последние годы место среди летних блокбастеров завоевывают скользкие комедии вроде фильмов «Диктатор» и «ТЕД. Третий лишний».

Удачный пример: «Мадагаскар»

Неудачный пример: «Ковбои против пришельцев».

10 правил летнего блокбастера

Публика не готова воспринимать летом новые сюжеты. Люди охотнее пойдут на что-то знакомое: очередной «Ледниковый период», или боевик о Джейсоне Борне, или перезапуск всем знакомого сюжета о Человеке-пауке. Впрочем, бывают и исключения. Например, самый первый фильм саги «Звездные войны» — «Новая надежда» — вышел именно летом. Точнее, в последнюю неделю мая 1977 года новый сай-фай экшен появился в ограниченном прокате США, а в середине июля вышел уже на всех просторах Америки.

Удачный пример: «Пираты Карибского моря» (любая часть).

Неудачный пример: «Вспомнить все».

10 правил летнего блокбастера

Блокбастеры — легко экспортируемый голливудский продукт, таким он и должен оставаться. Рассказываемая в фильме история должна быть понятна на всех континентах, потому самыми удачными считаются сюжеты-мифы. К ним относятся и все супергеройские картины, и поттериана, и фэнтези по Толкину, и «В поисках Немо». Секрет успеха таких сюжетов лежит в архетипических персонажах и ситуациях, подсознательно близких всему человечеству без учета национальных культурных различий. Поэтому фильмы, основанные на сугубо американской массовой культуре, игнорируются зрителем других частей света. А донельзя унифицированные ленты могут проваливаться в прокате США, но окупаться за счет публики остального мира.

Удачный пример: «Шрек».

Неудачный пример: «Лоракс».

10 правил летнего блокбастера

Собственно, огромные затраты на производство — это одно из определений понятия «блокбастер». Рекордсменом по бюджету пока что является фильм «Пираты Карибского моря: На краю света», на создание которого студия потратила $300 млн. — в мировом прокате картина окупилась втрое. Голливудские кинобоссы знают: если собираешься выложиться на фильм, то его обязательно надо выпустить летом — как-никак, но деньги отобьет. Из этого правила следует еще одно: на первый фильм потратить надо меньше всего денег, на сиквелы — больше. Но есть одна сложность: большинство франшиз с каждой новой серией «сдувается» в бокс-офисе. Плюс в истории киноиндустрии хватало грандиозных провалов, когда картины-стомиллионники не зарабатывали и четверти от потраченной на них суммы.

Удачный пример: «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2».

Неудачный пример: «Последняя фантазия».

10 правил летнего блокбастера

Всегда удобно использовать для маркетинга киноленты фразу «от создателя какого-то крутого фильма». Королем летних блокбастеров по-прежнему остается Спилберг: шесть его фильмов, выпущенных в жаркую пору, все вместе заработали больше $8 млрд. Более того, старина Стивен создал классику блокбастеров — «Челюсти», «Инопланетянина», «Индиану Джонса», «Парк Юрского периода» и другие. Среди умельцев мастерить летние блокбастеры — Роберт Земекис, Майкл Бэй, Гор Вербински и Джей Джей Абрамс. Режиссер — это скорее успешный менеджер, а не автор кинопроекта. Главное, чтобы он хорошо ориентировался в мейнстриме, умел поставить экшен и добавить в фильм легкости и немного юмора.

Удачный пример: «Трансформеры».

Неудачный пример: «Белоснежка и охотник».

10 правил летнего блокбастера

Понятие «летний блокбастер» не всегда означает, что фильм вышел именно в календарное лето. Чаще всего к этому периоду добавляют и одну-две недели мая. И даже «Железный человек 3», появившийся на экранах в первые майские деньки, тоже летний блокбастер — во всяком случае, по всем остальным признакам. На многобюджетки последнего весеннего месяца распространяются все перечисленные выше правила. За последние десять лет самыми кассовыми фильмами в мире становились только три «нелетние» картины: «Аватар», «Гарри Поттер и Кубок огня» и «Властелин колец: Возвращение Короля». Остальные же лидеры бокс-офиса выходили на экраны именно в жаркий сезон.

Удачный пример: «Форсаж 6».

Неудачный пример: «Мрачные тени».

Размещено в Шоу-бизнес.